- Предыдущая статья Объявление от Дмитрия Михайлова
- Древлехранилище памятников иконописи и церковной старины в Русском музее
Для просмотра нажмите на любое изображение. Для перехода пользуйтесь стрелками или нажимайте на номер изображения в просмотрщике.
И коны с изображением св вмц Анастасии Узорешительницы будут экспонироваться на выставке в Русском музее до 23 марта 2015 года.
Почему важно посетить выставку «Древлехранилище памятников иконописи и церковной старины»
Как мы уже сообщали ранее на нашем сайте, с 3 декабря 2014 в в Корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка «Древлехранилище памятников иконописи и церковной старины». Среди большого числа экспонатов можно увидеть и две иконы с изображением св вмц Анастасии Узорешительницы.
Выставка приурочена к 100-летию торжественного открытия Древлехранилища памятников иконописи и церковной старины имени императора Николая II (1914). Открытие Древлехранилища подвело итог длительной работе Русского музея императора Александра III по формированию собрания церковных древностей (1897-1914). Знаменательное событие началось торжественным молебном, совершенным в присутствии управляющего музеем — великого князя Георгия Михайловича, служащих и лиц, содействовавших устройству экспозиции.
Присвоение Древлехранилищу имени Николая II не было простым выражением уважения царствующему императору. Николай II много участвовал в создании Древлехранилища, жертвуя большие средства на приобретение произведений или принося их в дар, чаще всего, в качестве «лица, пожелавшего остаться неизвестным».
Древлехранилище не только стало крупнейшим в стране государственным собранием древнерусского искусства, но и как бы заново «открыло» древнюю русскую икону широкой общественности. До начала XX века икона рассматривалась как археологическая древность, предмет к изучению отечественной истории наряду с летописями, грамотами, памятниками быта и т. п., и лишь отчасти как предмет церковного искусства. Возросший интерес к памятникам иконописи и церковной старины привел к возникновению нового направления в изучении церковного искусства и богословской мысли — богословию иконы. На протяжении XX века крупнейшие русские ученые, богословы, мыслители, философы, искусствоведы отводили вопросу изучения и осмысления иконы огромное место в своем творчестве:
Открытие
из-под искажающих наслоений времени древней русской иконы дало импульс не только эстетическому направлению в изучении иконописи, но и изучению богословия иконы. Первым опытом такого рода, основанным на непосредственном восприятии художественного мира иконы, явились очерки Е. Трубецкого «Умозрение в красках», «Два мира в древнерусской иконописи» и «Россия в ее иконе». Красота древнерусского религиозного искусства впервые осмыслена в этих работах как воплощение «иного плана бытия» по сравнению со звериным обликом «царства мира сего». Особый язык иконы, его «религиозно-эстетическое» значение выявляет глубинную связь между религиозной идеей и образным ее выражением…. Выделение богословия иконы в особое направление богословской мысли, намечается в работах священника Павла Флоренского «Обратная перспектива», «Иконостас», «Столп и утверждение истины»…. Богословие иконы протоиерея Сергия Булгакова («Икона и иконопочитание») обусловлено софиологической системой автора…. Смысл догмата иконопочитания как основополагающего учения Церкви раскрывает протоиерей Георгий Флоровский: «О святых иконах»…. В качестве самостоятельной богословской дисциплины богословие иконы разрабатывается в трудах Л. А. Успенского, обобщенных в книге «Богословие иконы православной Церкви». В основе книги — курс лекций по иконоведению…. Исследование иконы в литургическом контексте вывело науку о церковном искусстве на качественно новый уровень, фактически определяющий современное искусствознание. Одновременно и богословию и искусствознанию принадлежат работы протоиерея Иоанна Мейендорфа и протоиерея Николая Озолина, посвященные вопросам иконографии.Н. В. Квливидзе «Историография русского церковного искусства»
Сегодня, когда выставка еще открыта, каждому из нас предоставляется уникальная возможность буквально окунуться в пространство древнерусской иконы, возможно, проникнуться теми чувствами, которые вдохновили религиозных философов XX века на создание целого направления богословской мысли, в некотором смысле увидеть настоящие иллюстрации к страницам их трудов. Но не менее важно увидев, запомнить, сохранить эти образы в своей памяти, чтобы научиться отличать подлинно духовное и религиозное искусство от распространившегося в наше время безвкусного и крикливого китча.
Другие статьи автора
- «Вершина служения жен-мироносиц»
- Обрывки разговоров, подслушанные в антракте (эскизик)
- Светлой памяти сестры милосердия Натальи Грихуцик
- Престольный праздник в день памяти свв блгв кнн Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев, 2 октября 2015 года. Фотоальбом
- Сестры милосердия побывали на персональной выставке Натальи Милашевич
- Почему важно посетить выставку «Древлехранилище памятников иконописи и церковной старины» в Русском музее
- Первый престольный праздник в обновленном храме
- Водосвятный молебен и гости из Лахты
- Выставка «Искусство Великого Новгорода эпохи святителя Макария» в Русском музее
- «Сервис скачиваний» радио «Град Петров»