- Предыдущая статья «Покушение на искусство?» - протоиерей Александр Степанов в программе «Проект 2015» телеканала «Санкт-Петербург» (20.08.2015)
- Протоиерей Александр Степанов: «Я в тюрьму раз сходил – и всё, увяз»
В программе «Неделя» события прошедшей седмицы обсуждают Александр Крупинин и протоиерей Александр Степанов — главный редактор радио «Град Петров», настоятель храма во имя святой великомученицы Анастасии Узорешительницы.
Темы передачи:
- Поиск консенсуса в понимании истории. Почему сейчас стало невозможным общенациональное покаяние?
- Можно ли считать официальных писателей советского периода продолжателями традиций русской христианской литературы?
- Как мы прожили 70-летний период советской власти, и есть в чем каяться лично нам?
Прямой эфир: 15 марта 2015 года.
Александр Крупинин: В Российском православном университете состоялся «круглый стол», где была поставлена задача о поиске некоего консенсуса в понимании истории.
Протоиерей Александр Степанов: Я абсолютно убежден, что он не найдется. Я считаю, что никакого консенсуса нет и быть не может в принципе. Это пустая трата времени и сил. Есть страны, в которых консенсус находится: Испания после фашизма, франкизма, Южная Африка, Южная Америка, Чили, Аргентина.
История – это основа, на которой мы можем сплотиться, чтобы двигаться дальше, мы ищем некую общую платформу, на которой можно стоять. А общество, совершенно очевидно, расколото на неравные части.
Большая часть считает, что примирения возможны, не видят большой разницы между дореволюционным периодом и сталинизмом. Ну, было
В Германии вся страна, может быть потому, что они были оккупированы, они проиграли – они решительно признали свою неправоту, сами провели 46 тысяч процессов, и страна очистилась. Это был очень драматичный, мучительный процесс переосмысления. И это могло бы быть очень хорошим примером: страна побежденная в результате оказалась номером два в мире и номер один в Европе.
Россия тоже такая страна, которая не пройдет так вот тихо, ползком вползет
Нет, в нашей стране, учитывая нашу ментальность, это обязательно должно исходить от первых лиц государства, то есть должно быть принято политическое решение – мы осуждаем это прошлое. И дальше – все, что было осудительного, должно быть сказано. Дальше это должно быть записано в учебниках истории, в школе, и дети должны начать учить свою историю, исходя из этого видения: что нельзя уничтожать людей, нельзя людей мучить, нельзя, чтобы власть позволяла себе все, что она считает нужным, со своим народом. Если это будет сделано, то это и будет общенациональное покаяние. То, что должно быть тотально и всюду.
Другое дело, что это абсолютно сейчас невозможно: совершенно другие настроения и в обществе, и в верхах. Но это значит, что мы как в биатлоне: если ты промахнулся в цель – беги второй круг. Мы сейчас вступаем на второй круг этого забега. Только в биатлоне эти метры пробежать по снегу, по лыжне, а здесь – это по крови и по всяким таким неприятностям. К сожалению, это закон Божий, так же, как закон всемирного тяготения, тут не может быть никаких вариантов. Я не могу понять, почему люди в Церкви, и облеченные определенным авторитетом, и совсем не глупые – этого
Александр Крупинин: Мне кажется, что вопрос даже и шире, чем вопрос сталинизма и советской власти. Это вопрос вообще взгляда на историю России, и другие эпохи, и в целом. В конечном счете, это все сводится к одному простому вопросу: что важнее – интересы человек или интересы государства, и что такое интересы государства.
Протоиерей Александр Степанов: Да, просто в сталинизме эта проблема сфокусировалась так, как никогда во все предыдущие эпохи. Хотя действительно в России было много чего, но и не только в России. Конечно, было, особенно в восточных странах деспотия, да и в западных странах, конечно, было.
Вопрос слушателя: Сейчас в Германии резко изменилась ситуация, изменилась атмосфера, сознание руководства и населения: полностью меняется отношение к роли Германии во Второй мировой войне, произошел перелом.
Протоиерей Александр Степанов: Я же не сказал, что Германия, единожды сделав правильный, мужественный шаг, загарантировала себя на все оставшееся время до Второго Пришествия. Возможно и опять отступление, но 70 лет Германия прожила. Я бываю в Германии, не очень часто, и я не заметил, что там произошли
В духовной жизни мы никогда не можем достичь
Александр Крупинин: Там движения против эмигрантов, антиисламские.
Протоиерей Александр Степанов: Да, но это не только в Германии, но и во всех европейских странах, после всех этих терактов во Франции, и прочего всего, что там исламское государство вытворяет – понятно, что отношение меняется. Этот мультикультурализм, который был исповедан в течение нескольких десятилетий в Европе, начинает сдуваться, несомненно. И наоборот, националистические настроения, примитивные иногда (Франция – для французов), начинают набирать обороты. Но я думаю, что переоценки периода национал-социализма и самого Гитлера, только маргинальные
Александр Крупинин: Там уголовная статья за отрицание Холокоста существует.
Протоиерей Александр Степанов: Там поставлены просто законодательные преграды для того, чтобы к этому возрождаться. Не только нравственные и общественные нормы, но просто статьи уголовного кодекса. Поэтому, я думаю, они не скоро деградируют.
Вопрос слушателя: Христиане могли бы предложить свое видение истории, исходя из наших религиозных понятий. А то, что в Германии в этом году случилось, это потому, что в
Протоиерей Александр Степанов: Именно христиане и Церковь могли бы здесь, в нашей стране сыграть очень важную, позитивную роль, исходя из христианских ценностей. Взглянуть на историю и этот взгляд ясно предложить обществу. Вот мы видим это так, исходя из христианства.
Христианство говорит о ценности человека, о вторичности,
А почему Церковь не едина в таком суждении – для меня загадка. Я не понимаю, что думает протоиерей Всеволод Чаплин на эту тему. Вот он ищет
Относительно того, что в Германии в этом году – там просто поменялось отношение к России, как и на всем Западе. Там тоже есть и пропаганда очень сильная, но надо понимать, что действительно Россия повела себя
Александр Крупинин: На этой неделе была пресс-конференция, посвященная «Дню Православной книги» и там говорилось о литературе ХХ века, что как раз в эту эпоху коммунизма русская литература все равно сохранила себя, как христианская по сущности. Оставалась глубоко православной, несмотря на все обстоятельства.
Протоиерей Александр Степанов: Официальная советская литература ХХ века – это явление очень своеобразное, очень подцензурное, очень идеологичное. Там может быть,
Другое дело, что были авторы, которые писали и, разумеется, не публиковались (Булгаков), были люди, которые продолжали традицию русской литературы, поэты великие русские. Но много ли Ахматову печатали, или Пастернака, или Мандельштама в советское время? В подцензурной литературе я не очень вижу таких продолжателей. Может быть, и есть
Вопрос слушателя: Как можно так, со стороны православия, плевать в душу все людям, которые прожили горько, но и счастливо свои 70 лет? Как можно говорить, что за 70 лет ничего не написано нашими русскими, советскими писателями, которые прославили все ужасы, все горе и все счастье войны. Вы просто низвергаете всю нашу семидесятилетнюю жизнь. Мы так верили в нашу православную веру в период перестройки, но вы ничего не сделали и ничего не предложили для духа и для души. А сейчас что, лучше? У нас был навигатор – вера в лучшее будущее, а сейчас кто навигатор? Церковь не навигатор. Я возмущена позицией нашей Церкви. Я говорю от себя.
Протоиерей Александр Степанов: Я тоже говорю от себя. Вы не распространяйте сказанное мной на всю Церковь. Я как раз говорил о том, что, к сожалению, люди, которые выступают от Церкви, мою точку зрения как раз не разделяют. Поэтому Вы, в этом смысле, солидарны с значительной частью людей в Церкви, которые считают, что это был период славный и, по своему, замечательный. Я так не считаю, но почему Вы считаете, что я не могу иметь своего мнения на этот предмет? Я не понимаю, почему обязательно, если я говорю, что в этот период творились страшные преступления против людей, против граждан нашей страны – почему это перечеркивает Вашу жизнь, жизнь тех людей, которые жили тогда?
Я сам большую часть жизни прожил при советской власти, и я не считаю, что это
Александр Крупинин: Авторы лучших произведений о войне – Виктор Некрасов, который был изгнан из страны, Василий Гроссман, роман которого был изъят КГБ и не печатался до начала перестройки, Астафьев – «Прокляты и убиты» — это лучшее, что было написано о войне.
Протоиерей Александр Степанов: Это действительно вещи, которые дают абсолютно адекватную картину войны. Если говорить о блокаде – Гранин писал, публиковалось
Я выступаю против этой системы власти, которая лучшее в своем народе истребляла, потому что не нужно было лучшее, нужно было среднее, среднее и ниже среднего. Вот это устраивало. Все остальные были под подозрением, потому что люди, которые способны были думать и проявлять
Если Вы считаете, что это хорошо и нормально – мы с Вами расходимся очень сильно во взглядах. И я не вижу, что в этом христианского, в том, о чем Вы говорите. Я не раз уже сталкивался с такой реакцией людей, которые
Александр Крупинин: Тем не менее, поддерживал, ходил на политинформации, подписывался на газету «Правда».
Протоиерей Александр Степанов: Да, играл в эту игру. Так, может быть, имеет смысл тоже нам, немолодым людям, под конец
Текст: Надежда Лукьянова
Источник: радио «Град Петров»
Все статьи автора
- Киоты памяти
- «Пересмотреть классику» — протоиерей Александр Степанов в программе «Проект 2015» телеканала «Санкт-Петербург» (2.08.2017)
- «От мирян — инициатива, от священника — присмотр. Храм Анастасии Узорешительницы на Васильевском острове»
- «Покушение на искусство?» — протоиерей Александр Степанов в программе «Проект 2015» телеканала «Санкт-Петербург» (20.08.2015)
- Протоиерей Александр Степанов «Три праведных пресвитера»
- Степанов Александр, протоиерей, «Продолжение традиций церковного милосердного служения св. прав. Иоанна Кронштадтского и св.прмц. Елизаветы Федоровны в настоящее время». Доклад 2012 года на Международной конференции «Церковь и бедные» в Москве
- Протоиерей Александр Степанов о крещальной Литургии Великой Субботы
- Протоиерей Александр Степанов: «Невозможно найти консенсус в понимании истории»
- Протоиерей Александр Степанов: «Я в тюрьму раз сходил – и всё, увяз»
- Степанов Александр, протоиерей, «Катехизация как основа общинной жизни». Доклад, прочитанный на конференции епархиального отдела по религиозному образованию
- Степанов Александр, протоиерей, «По стопам Святой Анастасии. Опыт социального служения православного Братства св Анастасии Узорешительницы». Доклад 2007 года в итальянском городе Мондови
- Катехизация как основа общинной жизни