Для просмотра нажмите на любое изображение. Для перехода пользуйтесь стрелками или нажимайте на номер изображения в просмотрщике.


Н ачалось все со святого праведного Алексия Южинского. Нам передали из Бюсси [Покровский монастырь в Бюсси-ан-От во Франции – ред.] частицу его мощей. Соответственно, раз есть частица мощей, надо написать икону с ковчежцем. Больших мощевиков у нас нет, где вставлены разные ковчежцы с мощами, значит нужна была икона. Какая она должна быть?

Stepanov portfolio introДля большой иконы вроде не особо есть место в нашем храме. Заказали аналойную, маленькую. Когда стали думать, куда ее разместить, то тут и возникли некоторые затруднения, не сразу было понятно, как это лучше сделать. Конечно, всегда можно в алтаре ее держать, но хотелось, чтобы народ мог как-то помолиться, поклониться, приложиться к мощам. Значит в храме. Определили место, но когда приложили, оказалось, что она теряется рядом с другими иконами из-за своего небольшого размера. Киота подходящего для нее не было, опять же из-за ее небольших размеров. Короче говоря, не знали, как быть, потому что она слишком маленькая для этого места. Тогда у меня появилась идея, что может быть сделать две иконы и киот, а добавить икону святого праведного Иоанна Кронштадтского. Стали проверять размеры, как будет выглядеть. Опять как-то не очень складно, не подходит.

Потом я увидел на выставке Древлехранилища Русского музея древнерусский киот. Без икон. Просто киот на три иконы, полихромный, раскрашенный. Он такой же примерно, как у нас сейчас получился – без навершия, конечно, но в три иконы, с каким-то карнизом. Я понял, что да, такое в принципе бывало в Древней Руси века шестнадцатого-семнадцатого, не позже. И возникла идея, что лучше всего будет три иконы сделать и для них киот.

Dervlehranilishe obrazec kiota introTri pravednih presvitera intro 200Тогда стали думать, кого хотелось бы объединить вместе с отцом Алексием Южинским. И естественным мне показалось, чтобы был отец Иоанн Кронштадтский, который так ярко проявил себя в Церкви.

Ioann Kronshtadtsvkiy introВообще, впервые священник так ярко проявил себя в Русской Церкви. До этого, если говорить о святых, то епископы все больше почитались, а священников очень мало в лике святых. Да чуть ли и не первый отец Иоанн Кронштадтский. Были, конечно, священномученики, например, священномученик Исидор Юрьевский. А вот именно в лике праведных, так это конечно отец Иоанн Кронштадтский зачинатель такой традиции. И дальше с него пошла, может быть, немного новая традиция, связанная с тем, что, во-первых, в личности проявилась такая святость, а с другой стороны, мне кажется, изменилась отчасти роль священника в Церкви. Она стала более значимой на рубеже XIX–XX веков. Приходская жизнь, общинная жизнь стала иметь большее значение в жизни людей. А до этого священники были требоисполнители, которые просто служили на своем месте, получали за это жалованье, тем более что Церковь была государственная. Они получали государственную зарплату и были государственными чиновниками. Священники – обычные мелкие и средние чиновники, а епископы — чиновники более высокого ранга, министры или губернаторы так сказать. И вот Иоанн Кронштадтский своей яркой фигурой, своей личностью сфокусировал на себе внимание. Надо сказать, что он, конечно, был не единственный. Были и другие священники его же поколения, некоторые даже его соученики, которые тоже себя очень ярко проявили. Просто в силу революции и всего, что последовало за ней, это движение не получило развития.

Aleksiy Mechev introНаиболее ярким в этом зародившемся движении был отец Алексий Мечёв, московский священник, который служил в храме Николы в Кленниках. Это и ныне существующий храм, где мощи его почивают. Он тоже был прославлен в этом же лике праведных. Отец Алексий был моложе отца Иоанна Кронштадтского и умер уже в двадцатые годы после революции, но ни один священник тогда не мог, конечно, пройти мимо такой личности, как отец Иоанн. И потом уже кто-то из Оптинских старцев говорил приехавшему к нему из Москвы: "А что вы приехали ко мне? У вас свой старец есть в Москве, отец Алексий ".

Так вот, возвращаясь к киоту. Если брать трех священников, то, естественно, в центре должен быть отец Иоанн Кронштадтский, который собой всю эту традицию праведности и роли священника в организации жизни общины, несомненно, олицетворял. Он больше того был — он был всероссийский пастырь. И два продолжателя его дела. Оба духовно с ним были связаны. Оба, как я понимаю, поддерживали такое литургическое вдохновение, которое особенно было свойственно святому Иоанну Кронштадтскому. У отца Алексия Мечёва на приходе уделяли большое внимание богослужению, это известно. Всенощные служили для своих отдельно и тайно — очень долгие, по многу часов, действительно на всю ночь. И отец Алексей Южинский, изгнанный с родины пастырь,— другая ветвь Церкви, которая оказалась в эмиграции. Там и он очень достойно продолжил эту линию отца Иоанна Кронштадтского.

Aleksiy Yuzhinskiy intro2Вот так это и сложилось. Не могу сказать, чтобы это был какой-то специальный замысел глубокий и глобальный, но мысль развивалась как-то более-менее осмысленно – сначала отец Алексий Южинский, потом добавился отец Иоанн Кронштадтский, ну и отец Алексий Мечёв. Без отца Иоанна Кронштадтского все это не могло бы именно так прозвучать в композиции икон в киоте. Ведь без него не было бы отца Алексия Мечёва таким, каким он был, и не было бы того же отца Алексия Южинского. Поэтому я избрал троих, и некоторая логичная симметрия в этом сразу прослеживается.

Еще одна интересная деталь. Когда освящали новый храм в Бюсси, на этом освящении присутствовал настоятель храма Николы в Кленниках протоиерей Александр Куликов. Мы с ним познакомились. Теперь он уже умер, потому что уже тогда был очень немолодой человек. Отец Александр как раз занимался прославлением отца Алексия Мечёва, это был его труд. Они издали книгу об отце Алексии с самым полным собранием его жизни, писем, воспоминаний. Он мне много рассказывал об отце Алексии. И удивительно, что отец Александр тоже каким-то образом был связан с Бюсси.

1997 98 low 91 introВообще с отцом Алексием Мечёвым у меня в жизни тоже много всего связано. В какой-то момент своего духовного развития где-то в конце 80-х – начале 90-х — тогда еще сведений было мало, но, тем не менее, когда мы начинали нашу общинную жизнь Братства, какие-то службы «придумывали» полудомашним каким-то таким чином,— то очень большое вдохновение было от того, что я уже знал об отце Алексии. Я тогда все, что мог, старался собирать. Какие-то книжечки, брошюрки, мы все их здесь вместе читали, какие-то доклады делали, кто-то рассказывал прочитанное о нем членам Братства. И вот этот упор на богослужение, как очень важную составляющую общинной жизни, как раз у отца Алексия Мечёва и был.

Otec diakon montiruet kiot na mesto introНадо, конечно, сказать, что иконы двух Алексиев – святого праведного Алексия Южинского и святого праведного Алексия Московского – написала матушка Юлия Большакова, которая почти все иконы в нашем храме писала. И они обе мне очень нравятся. Очень хорошо получились. Икон отца Алексия Южинского вообще очень немного. Я думаю, пять-шесть, не больше. И подозреваю, что эта – самая лучшая. Потому что, во-первых, она удивительно портретная. Есть ведь чуть ли не единственная его фотография в возрасте своего подвига служения, и икона очень передает портретное сходство. Но, в то же время, это абсолютно иконный образ, а не попытка просто фотографически отобразить сходство. На мой взгляд, так же и с отцом Алексием Мечёвым. Его икон, конечно, гораздо больше, но эта очень удачно сделана.

Икону святого Иоанна Кронштадтского ждем. Его пишет другой иконописец. Одним словом, не все сразу.

Киот нам прорисовала Ольга Глазова. Это архитектор, который наш иконостас проектировала, и еще очень много чего проектировала у нас по зданию.

А выполнил киот отец Андрей Тихонравов, наш диакон.

Ну вот, вроде все герои названы.

Протоиерей Александр Степанов

Запись беседы и фото: Екатерина Степанова

PS: В 2016 году была написана и икона св. праведного Иоанна Кронштадтского. Теперь все три иконы находятся в киоте.


Вспоминая отца Андрея

Святой праведный Алексий Южинский

Частица мощей святого праведного Алексия Южинского в Братстве святой Анастасии

«Ангел Северо-Западной армии». Святой праведный Алексий Южинский и Белое Движение на Северо-Западе России



Все статьи автора