Для просмотра нажмите на любое изображение. Для перехода пользуйтесь стрелками или нажимайте на номер изображения в просмотрщике.
Описание святых благоверных князей по подлиннику Фартусова — «Типа русского. Св. Феодор — старец высокого роста с красивым лицом, с седой бородой средней величины, во власянице, мантии и схиме, которую он принял перед смертью. Сын его, св. Давид, после смерти родителя княжил в Ярославле 23 года; писать его следует около 50 лет, с проседью, похожим на своего отца. Св. Константину около 40 лет; он умер, не вступая в брак. Одежды на них — кафтаны и татарские халаты. У св. князя Феодора можно писать хартию, по житию: „Измлада Христа возлюби и Пречистую Его Матерь“ или „Живяше благочестно и богоугодно, зело по преизлиха чтяше священники, яко слуги Божия и монашеский чин вельми любляше, и нищих миловаше, и от всякия неправды отгребашеся“». Феодор Смоленский и чада его Константин и Давид, блгв. кн. |
Святые князья Феодор, Давид и Константин Ярославские, с житием.Третья четверть XVI в. 56 × 50.1 см. Ярославский историко-архитектурный и художественный музей заповедник. |
Благоверные князья Федор, Давид и Константин, ярославские чудотворцы, с житием. XVI в. 1560-е гг. Из церкви Ярославских Чудотворцев Спасского монастыря в Ярославле. Ковчег, паволока, левкас, темпера. Высота 132 см, ширина 108 см. Икона является самым ранним из известных иконописных и житийных образов Федора, Давида и Константина. В среднике иконы изображены в рост ярославские князья Федор Ростиславич (Черный) в монашеских одеждах (в центре), по бокам — его сыновья Давид и Константин в княжеских плащах и шапках (в соответствии с иконописной традицией). Доска липовая, из четырех частей, с двумя встречными врезными шпонками, по торцам доски скреплены металлическими скобами. Поставлена на учет в 1976 году. Реставратор Д. М. Тюлин (Москва, ГЦХРМ, 1952 г.). Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Состав клейм: |
Пелена «Святые Ярославские князья — свв. блгвв. кнн. Феодор Смоленский с чадами Давидом и Константином и Василий с Константином Ярославские». 1660-е гг. Тафта, холст, шелковые, серебряные и золотные нити. Мастерская Анны Ивановны Строгановой. Сольвычегодский историко-художественный музей. В музей поступила в 1919 г. В верхней части пелены в облачной полусфере вышита «Богоматерь Знамение». Под ней в двух арках в позах моления — блгвв. кнн. Феодор Смоленский с чадами Давидом и Константином и Василий с Константином Ярославские. Личное шито плотно крученым шелком Тексты: Название: Вкладная надпись Место положения: по нижнему краю Техника зашивки: «в прикреп» Язык: славянский Текст: «СИЯ ПЕЛЕНА СТРОЕНИЕ ГРИГОРИЯ ДИМИТРИЕВИЧА СТРОГАНОВА» |
Благоверные князья Феодор, Давид и Константин. XVIII в. |
Святые князья Ярославские Федор, Давид и Константин. Фрагменты пелены. Вышитые изображения трех князей принадлежали одной пелене. Шитье выполнено, в основном, шелковыми нитями гладью «в раскол». Детали — металлической нитью. Изящные, вытянутые фигуры, красиво склоненные головы молодых князей, четко и тонко прочерченные черты указывают на руку умелого «знаменщика». |
Феодор, Давид, Константин, Василий, Константин, князья Ярославские. Россия. XVII в. Дерево, темпера. 122×103 см. Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль». Реставрирована в 1980-х годах в Ярославских реставрационных мастерских Н. В. Коноваловой. Некоторые особенности стиля иконы — укрупненность фигур, заполняющих почти все пространство средника, уверенное живоподобие ликов — свидетельствуют о письме последней трети XVII века. |
Икона «Святые благоверные Федор, Давид и Константин с иконой Толгской Богоматери». «Любимому Архипастырю Преосвященному Тихону Архиепископу Ярославскому и Ростовскому, преемнику Божественного слова, достойному ученику Христа от причта Успенского Кафедрального собора. Ярославль. 14 декабря 1911г». |
Св блгв кнн Феодор, Давид и Константин Ярославские. Кон. XV в. Ростовские земли (Ярославль?). Происхождение не установлено. Приобретена для музея в 2008 г. в Ярославле. Ранее: собрание В. М. Момота (Москва). Раскрыта в 2008 г. В. М. Момотом. Основа в верхних частях имеет несколько трещин, в том числе сквозную в правой доске с утратой авторской живописи, восполненной новым тонированным грунтом. Такие же вставки − по стыку досок, над нимбом Константина, в нижней части позема. Многочисленные мелкие утраты красочного слоя, реставрационные чинки, тонировки. В местах крепления сплошного басменного оклада, венчиков и цат − значительные выкрошки грунта. Живопись сильно потерта. Образ святого князя Смоленского и Ярославского Феодора с сыновьями Давидом и Константином в соответствии с традицией русской княжеской иконографии представляет своеобразный тройной портрет правителя-отца с двумя чадами – наследниками престола. Композиционная схема восходит к изображению киевского князя Владимира с сыновьями Борисом и Глебом, но известна еще по образу муромских чудотворцев Константина с княжичами Михаилом и Феодором. Иконография «триад» киевских, ярославских и муромских князей, связанная с сакральной символикой числа три, соответствовала богослужебным текстам, в которых тройственный союз отца и сыновей воспевался как «чудесная троица» святых, «отражающих трисолнечный свет», «трех вкупе сияющих яко солнце». Иконописные портреты святых ярославских князей появляются лишь к 1563–1564 гг.: фресковые изображения в Спасо-Перображенском соборе Ярославского монастыря, Архангельском соборе Московского Кремля, а также схожие средники двух одновременно написанных житийных икон из собрания ЯМЗ, в том числе храмовой из местного ряда иконостаса Спасского собора 1564 г. Все они варьируют одну иконографию: в центре возвышается благословляющий князь Феодор в схиме (иногда со свитком), положивший руку на плечо младшего сына. По обеим сторонам изображены вплотную приближенные к отцу небольшие фигуры юных князей Давида и Константина, развернувшихся к нему с молитвенно сложенными руками, в княжеских одеждах, но лишенные Публикуемая икона относится к другой, наиболее древней иконографической традиции: представленные строго фронтально в полный рост фигуры святых князей повторяют характерный тип надгробного изображения и восходят к композиции шитого покрова 1501 г. с раки нетленных мощей чудотворцев. Погребение трех князей в одном гробу, отмеченное летописцем при обретении их мощей, предопределило необычную композицию покрова. Сильно вытянутые и тесно сближенные фигуры святых и монашеский образ Феодора, намного превышающий ростом сыновей, точно соответствуют словам очевидца события 1463 г.: «Лежали три князя великие, князь Феодор Ростиславич да дети его… поверх земли лежали. Сам же князь Федор велик… ростом был, и те у него Костянтин да Давыд под пазухами лежали, занеже менши его росто… во едином гробе». На рассматриваемой иконе, как и на покрове, фигуры князей написаны отдельно стоящими: благословляющий Феодор в монашеской схиме, со свитком, Давид и Константин в княжеских шубах, накинутых на плечи, и шапках, отороченных мехом, и с мечами в руках, подчеркивающими высокое княжеское достоинство изображенных. Эта утраченная в XVI в. особенность, свидетельствующая о признании власти ярославского княжеского рода, могла появиться и удерживаться лишь в последние годы существования княжеского престола. В последующие столетия ни на одном из многочисленных изображений святых Феодора, Давида и Константина нет этой детали, не упоминаются мечи и в описаниях иконописных подлинников, тексты которых почти полностью сохранили яркий рассказ летописца. На публикуемой иконе оба брата изображены совсем юными, невинными отроками. Симметричность фигур усилена колоритом их одежд, варьирующих одни и те же цвета. Небольшие размеры древней иконы свидетельствуют о сложении первой иконографии святых до их официальной канонизации. Следует отметить, что на Руси традиция небольших надгробных икон была известна: образы таких же размеров (ок. 65 × 50 см) стояли при гробах волоцких князей Ивана и Федора Борисовичей в начале XVI в. в Успенском соборе Иосифо-Волоколамского монастыря и представляли собой парные портреты погребенных и их небесных патронов. Время создания публикуемой иконы – не позже конца XV в., что позволяет видеть в ней одно из первых, если не самое раннее изображение ярославских чудотворцев, близкое ко времени их прославления. Процесс канонизации святых обычно включал несколько этапов, но лишь с появлением житийного текста и богослужебного канона, предназначенного для исполнения в день церковной памяти, на раку возлагали шитый портретный покров, а рядом с мощами ставили надгробную икону с изображением святого. В Спасо-Преображенском соборе такой поминальный комплекс возник не ранее конца 1480–1490-х гг., о чем свидетельствует древнейший покров с изображением святых Феодора, Давида и Константина, шитье которого началось не ранее конца 1490-х гг. и завершилось торжественным возложением его в 1501 г. Этим временем следует датировать и первую надгробную икону чудотворцев. Скорее всего, публикуемый памятник является одной из ее реплик (может быть, сделанной для ростовского архиерея?), хотя нельзя исключить, что именно он и предназначался для украшения усыпальницы новоявленных святых. О том, что в древности это был почитаемый образ, свидетельствует некогда украшавший его богатый оклад: серебряная басма, венцы, цаты. Стилистические особенности иконы позволяют предполагать ростовское происхождение мастера. Об этом говорят легкие, вытянутые и стройные фигуры с мягкими обтекаемыми силуэтами и четко ограниченными контурами на светлом желтом фоне, редкие и прямые драпировки одежд с заостренными и угловатыми формами, полупрозрачные жидкие краски, но особенно – типичный для ростовской живописи колорит, основанный на синих, коричневых, неярких красных и желтых цветах. Памятник обнаруживает близкое стилистическое сходство с иконами «Архангел Михаил» последней четверти XV в. из ГМЗРК и «Борис и Глеб» из собрания А. И. Анисимова (ГТГ), созвучными с ним пропорциональным, колористическим и образным строем хрупких и чуть угловатых фигур. Характер темного личнóго письма, отличающегося ровным оливковым санкирем и плотным охрением, без использования пробелов, восходит к приемам мастеров деисусных икон середины XV в. из церкви Параскевы Пятницы на Всполье в Ярославле (ЯХМ). Особенно стиль исполнения ликов ярославских чудотворцев близок к палеосным фигурам на иконе конца столетия «Богоматерь Одигитрия с избранными святыми» из церкви Василиия Великого в Угличе (ЯХМ). Изображения роднит не только характерПо материалам сайта «Музей Русской иконы». |
По материалам «Православной энциклопедии».
Часть изображений взята с ресурсов:
Христианство в искусстве
Иконография восточно-христианского искусства
Раздел «Церковное искусство» на сайте «Русская икона»
Продолжение следует…