- Предыдущая статья «Мой Эрмитаж. Иконы святой великомученицы Анастасии». Авторская программа М.Б. Пиотровского
Для просмотра нажмите на любое изображение. Для перехода пользуйтесь стрелками или нажимайте на номер изображения в просмотрщике.
Летом нам с сыном посчастливилось побывать в Крыму. Мы жили в Новофедоровке и путешествовали по святым местам, в том числе побывали и в маленьком пещерном храме во имя святой великомученицы Анастасии. Нечасто можно встретить храм, посвященный этой святой, и нам с Сережей особенно радостно было побывать в этом удивительном месте, так как мы являемся прихожанами храма святой Анастасии Узорешительницы в Петербурге.
Этот пещерный храм расположен на территории скита Бахчисарайского Свято-Успенского мужского монастыря в узком ущелье
О времени образования пещерного монастыря св. Анастасии Узорешительницы
Распространение почитания святой великомученицы Анастасии Узорешительницы в период
Монастырь просуществовал здесь до 1778 году (в этом году произошло переселение христиан из Крыма). Выход христиан проходил через Качинскую долину. Поклонившись обители святой Анастасии Узорешительницы, христиане взяли с собой чудотворную икону этой святой и покинули Крым. Опустела святая обитель, постепенно приходила в полный упадок церковь и другие монастырские постройки.
Возрождение скита св. вмц. Анастасии Узорешительницы стало возможным в XIX веке благодаря деятельности святителя Иннокентия (Борисова). Осенью 1849 года он составил «Записку о восстановлении древних святых мест по горам Крымским», где указывает на скитский вид монашества, как на самый целесообразный для Крыма, хранимый во всей силе на горе Афон и хорошо знакомый в России. Архиепископ Иннокентий Херсонский и Таврический указал на сходство физических условий Крыма и Афона. Что же касается «святых воспоминаний», то и ими, говорит он, «Таврия не уступит никакому Афону». Император Николай I, своей рукой подписав сию «Записку…» к исполнению, возродил в 1850 году монастырскую жизнь в скиту св. Анастасии.
Святитель Иннокентий 13 августа 1850 года посетил
Однако новая волна гонений на христиан после прихода к власти в России большевиков, не могла не затронуть и Анастасиевской киновии. В 1932 году монастырское подворье Анастасиевское и церковь были ликвидированы. Всё церковное недвижимое имущество конфисковано и передано под «культурные нужды», а судьба выселенных монахов осталась неизвестной. Немногим позже здание церкви и келии монастыря были взорваны и разобраны практически до основания.
В наше время вновь происходит возрождение скита св. вмц. Анастасии Узорешительницы. До 2005 года над скитом добывали породу, был карьер и все завалило камнями. Затем это место объявили заповедником и запретили добычу камня. В 2005 году в это место приходит иеромонах Дорофей из числа братии Бахчисарайского Свято-Успенского мужского монастыря, получив благословение настоятеля архимандрита Силуана. Монахи разобрали завалы и хотели восстановить старый пещерный храм вмц. Анастасии, однако, власти запретили его восстанавливать, т. к. территория принадлежит геологическому заказнику. Тогда был обустроен новый храм, в старой штольне, уходящей вглубь на несколько десятков метров, в котором сейчас и проходят службы.
Нелёгким было начало: приходилось по 1,5 км ходить за водой по горной местности с канистрой за спиной, жить в землянках, поднимать стройматериалы по горной тропе на плечах и в руках. Но зазвучала молитва в этом святом месте и обитель начала благоустраиваться. Шум строительной техники в ущелье
В заброшенной известковой штольне сыро, а значит краска на стенах и сводах не держалась бы. Поэтому было принято решение украшать тем, что приносили верующие — украшения, серьги, бисер, бусы — все то, что уже отслужило
Каждый способный к творчеству монах внес свою лепту в украшение скита. Перебирая с любовью каждую бусинку, каждый камушек, создавали и создают иноки вещи, поражающие своей искусной простотой. В пещерном храме святой Анастасии изумительной красоты лампады с бисерными подвесками, и ни одной одинаковой. Часть из них просто украшения, а часть зажигаются во время служб, но только во время торжественного богослужения загораются все. И хотя внутри нет окон, но все залито необычным светом — пламя свечей отражается в каждом бисерном изделии, наполняя храм тысячами разноцветных лучиков. Так создается особая, благодатная для молитвы атмосфера. Стоят в храме стасидии — деревянные кресла с откидными сиденьями, высокой спинкой и подлокотниками — на них опираются монахи во время всенощных бдений. На спинках стасидий — десять Божьих Заповедей, вышитых бисером. Храмовые иконы украшены узорными, переливающимися в свечном свете киотами, выполненными из бусинок. Перед входом в храм часто проводятся
По благословению настоятеля Бахчисарайского Свято-Успенского мужского монастыря архимандрита Силуана восстановлением обители занимаются семеро монахов и несколько послушников. Кроме того, насельники ухаживают за садом, в котором растут яблоки, черешня, слива и даже хурма. Есть у скита и небольшое хозяйство – 12 коров и несколько телят. Братья научились делать сыр, брынзу, сметану, простоквашу. Сначала не получалось, а затем освоились – и сейчас излишки идут на продажу. Есть в ските своя пекарня, в которой монахи пекут хлеб, булочки, пироги, просфоры для службы.
Спускаться по шинам гораздо легче, чем подниматься, но уходить не хочется.
— Ну что, Сережа, приедем сюда еще?
— Конечно! – Сережа весело прыгает по шинам,— Мама, а давай привезем сюда твои старые бусы, ты же их все равно не носишь, а монахи из них иконы сделают!
Хорошая мысль. Кстати, насельники скита приглашают всех помолиться и потрудиться в святой обители, а также просят жертвовать старую бижутерию для украшения пещерных храмов.
Анна Зайцева, прихожанка храма св. вмц. Анастасии Узорешительницы на Васильевском острове,
программный директор радио «Град Петров».
Фото автора.