- Предыдущая статья Иконы св вмц Анастасии Узорешительницы в Петербурге
Для просмотра нажмите на любое изображение. Для перехода пользуйтесь стрелками или нажимайте на номер изображения в просмотрщике.
Иконографических особенностей в изображении различных святых с именем Анастасия не существует. Точная идентификация образа возможна только при наличии сопроводительной надписи, что и в византийском и древнерусском искусстве встречается достаточно редко и только у Анастасии Узорешительницы и прмц. Анастасии Римляныни.
Изображения св. Анастасии присутствуют:
в росписях каппадокийских церквей:
Трех крестов (№ 3)
св. Иоанна Крестителя (№ 4)
св. Апостолов в Синасосе, 1-я четверть X в.;
Мазыкёй, около Ургюпа, сер. X в.;
в Новой церкви
св. Варвары в Соганлы, между 1006 и 1021 гг.;
нартекса кафоликона монастыря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.;
на фреске собора Св. Софии в Киеве, после 1037 г.;
в Палатинской капелле в Палермо (Сицилия), 50-60-е гг. XII в.;
в церкви Панагии Мутулла (Кипр), ок. 1280 г.;
на фреске в северной апсиде собора св. Стошии (Анастасии) в Задаре (Хорватия), ок. 1285 г.
С сосудом в руке Анастасия Узорешительница представлена в церквах:
![]() ![]() |
на иконе «Богородица Одигитрия Смоленская с избранными святыми», 2-я пол. XVI в. (ГРМ);
на псковской иконе «Избранные святые перед иконой Божией Матери «Знамение»», 2-я пол. XV в. (ПИАМ).
![]() ![]() |
Очевидно, Анастасия Узорешительница представлена в Минеях на декабрь:
1565 г. из Успенского собора Иосифо-Волоколамского монастыря (ГРМ);
кон. XVI в. (ВГИАХМЗ);
а также на иконе 1860 г. (ГЭ), созданной в связи с рождением вел. кнж. Анастасии Михайловны.
Нет устойчивой иконографической традиции в цветах одеяния св. Анастасии:
обычно она представлена в красном чепце и платье и в зеленом или синем мафории, с крестом в правой руке, левая рука покровенна или раскрыта ладонью к молящемуся;
иногда, как св. Параскева, в зеленом (синем) платье и красном мафории (единоличная икона нач. XVI в.? (ГРМ);
тверская икона «Св. Анастасия, свт. Николай и ап. Иаков», 1-я пол. XVI в. (ГТГ));
существуют варианты одеяния с белым платом на голове («Владимирская икона Божией Матери, с избранными святыми на полях», сер. XVI в. (ГМЗРК));
в золотом венце поверх красного мафория (московская икона XVI в. (ГТГ)).
В Строгановском лицевом подлиннике последней трети XVIII в. под 22 дек. образ Анастасии Узорешительницы с крестом в руке сопровождает надпись: «Риза празелен, испод бакан з белил[ом]».
Сближение иконографии святых Анастасии и Параскевы выразилось и в появлении икон, на которых мученицы держат в руке развернутый свиток с текстом Символа веры,
на иконе северных писем «Свт. Никола Зарайский, с деисусом и избранными святыми», XVI в. (АМИИ),
и вологодской иконе св. Анастасии, кон. XVI в. (ЦМиАР).
На вологодской иконе «Двухрядница, с избранными святыми», 2-я пол. XVI в. (ВГИАХМЗ),
псковской иконе «Походная церковь», между 1588 и 1590 гг. (ТКГ),
иконе «Избранные святые», нач. XVII в. (ГИМ), в руке у святой свернутый свиток;
на единоличной иконе нач. XVII в. (ЦМиАР) надпись на свитке посвящена теме мученического подвига святой.
![]() ![]() |
Образ св. Анастасии встречается и в русском искусстве XVIII — нач. XX в.
(эскиз М. В. Нестерова к росписи церкви во имя св. Александра Невского в Абастумани,
например, на иконах святых, соименных царской семье, в связи с тезоименитством Анастасии Узорешительницы мц. вел. кнж. Анастасии Николаевны («Избранные святые», нач. 10-х гг. XX в. (ГЭ)).
На основании значения имени образ св. Анастасии связывался с праздником Воскресения Христова, а также с почитанием святых Параскевы и Кириаки. Вероятно, как аллюзия на Воскресение фигура святой помещалась в храмовых росписях рядом с изображением Страшного Суда:
фреска церкви Спаса на Нередице в Новгороде, ок. 1199
и Сошествия во ад Капелла № 9 в Гёреме;
и мозаика собора
В 1417 г. в Новгороде была поставлена деревянная церковь во имя св. Анастасии (за один день (обыденная) в благодарность за избавление от чумы);
в 1458 г.— в центре Москвы на Охотном ряду (снесена в 1793);
в память дня рождения вел. кнж. Анастасии Николаевны в Москве в 1902 г;
Сергиево-Пантелеимоновским братством хоругвеносцев была возведена деревянная церковь Анастасии Узорешительницы (разрушена в нач. 30-х гг. XX в.).
Частица мощей св. Анастасии имеется
![]() ![]() |
В книге Петра Чахотина «Святая Великомученица Анастасия. Священный образ и храмы в Европе» отдельный раздел посвящен изображениям св вмц Анастасии.
Источники:
Текст в сокращении с сайта «Электронная версия Православной Энциклопедии».
Часть изображений с сайта «Православные мастерские. Русская икона» (www.ruicon.ru).
- Предыдущая статья Иконы св вмц Анастасии Узорешительницы в Петербурге