В гостях у Сестричества святой Анастасии побывали члены Свято-Петровского православного малого братства, чтобы принять участие в совместной молитве и поближе познакомиться со служением и жизнью Сестричества.

Gosti 03 introПосле окончания Божественной Литургии во время трапезы состоялась беседа с гостями, которые рассказали о своем братстве и о различных направлениях служения в нем. В свою очередь сестры поделились опытом работы в больнице и с неподдельным интересом уточняли особенности в служениях  братства.

Анна Лепехина рассказала о Свято-Петровском братстве и основных направлениях его служения.


Anna Lepehina introБольшая благодарность всем братьям и сестрам за такой теплый прием. Когда мы попали сегодня утром в вашу среду, мы сразу почувствовали, что мы в братстве, в общине. Очень чувствуются отношения. Наверно вы и сами ощущаете, когда попадаете в какое-то церковное собрание, насколько возгревается там дух общения, служения.

Свято-Петровское малое православное братство собралось в Петербурге в 1999 году, когда братья и сестры решили собраться вместе. Эти братья и сестры появились после оглашения, катехизации, которые здесь в Петербурге проводятся более 20 лет силами Свято-Филаретовского православного христианского института. Вот из этих братьев и сестер и сложилось наше братство. И своим служением мы выбрали духовное просвещение, которое проявляется в служении оглашения, катехизации, духовном образовании, в служении свидетельства о христианской вере. Есть служение по воцерковлению детей, забота о детях братьев и сестер братства. Есть каритативное служение, т. е., милосердное служение. В наше время, когда не только тела и души людей истерзаны, как мы очень явно наблюдаем в таких местах как эта больница, но во многом и духовно люди разбиты, разрушены, повреждены, мы стараемся делать что-то ради духовного просвещения, духовного восстановления людей. Это всегда связано с каким-то душевным и телесным возрождением. Я думаю, вы здесь это понимаете и чувствуете и, можете быть, даже можете посвидетельствовать о том, насколько духовная забота о человеке восстанавливает его душевно и телесно. Бывает и так, что забота о телесном составе человека как-то преображает его и духовно. Все-таки Господь сотворил и то и другое в человеке неразрывно.

Многие наши братья и сестры получают духовное образование на курсах или в колледже или в институте Свято-Филаретовском. Но еще для нас важно такое дело как изучение  общинно-братского движения в истории Церкви, предания новомучеников и исповедников Российских. Этому мы уделяем много времени и сил. Ну и конечно мы стараемся налаживать связи, иметь общение со всеми общинами, братскими движениями, которые есть в Петербурге. Ну вот имеем уже постоянное знакомство, которое все время развивается, с Братством св Анастасии Узорешительницы, с некоторыми другими. Эти общины и братства собрались на благотворительном концерте, который проходил в Фонтанном доме. Дело в том, что у нас есть такой проект — поставить в Петербурге памятник репрессированным членам Петроградских и Ленинградских братств. После революции это движение особо проявилось по призыву Патриарха Тихона — создавать братские союзы для защиты Церкви. И сейчас мы собираем деньги на этот памятник. На этот проект мы получили благословение Владыки Варсонофия. Первоначально предполагалось поставить этот памятник в Левашово, но сейчас идет обсуждение, что может быть поставить этот крест в Алексндро-Невской Лавре. Все-таки Александро-Невская Лавра связана с именем Александро-Невского братства, которое в 1918 году защитило святыни Лавры. Место до конца не определено, но уже сейчас ясно, что это будет каменный крест, на котором будут начертаны слова Спасителя «Нет больше той любви, как если кто душу положит свою за друзей своих».

Мы считаем, что очень важно восстанавливать память. Вот сейчас становится известно, что братства и общины это не что-то вновь придуманное нами в 90-е годы. Может быть и вы сталкивались с этим, что когда вы говорите о братстве, общине, то люди удивляются, что это возможно в Православной Церкви. Но это было всегда. Особенно на рубеже XIX–XX веков в Церкви был целый расцвет такого братского движения.


Члены Братства и Сестричества св Анастасии побывали на этом прекрасном концерте классической музыки, который состоялся 10 мая в Фонтанном доме. В первом отделении выступил ансамбль старинной музыки «Новая Голландия», а второе отделение было организовано силами современных братств и общин Санкт-Петербурга. От Братства св Анастасии в концерте приняла участие одна из певчих приходского хора Елизавета Сенаторова.

О милосердном служении Свято-Петровского малого православного братства рассказала Елена Захарова.

Elena Zaharova introПосещение вашей больницы и храма — это опыт для нас новый и интересный. Мы считаем, что очень важно смотреть, как христиане могут вместе жить, объединенные молитвой общей, служением общим, общаться друг с другом. Это очень важно.

У нас есть направление благотворительности и милосердия, но надо сказать, что оно не основное для нашего братства. Не потому, что нам кажется это не самым важным, а, как уже Анна сказала, нам видится, что, если люди будут воцерковляться, приходить в Церковь, если будут возрождаться мирянские служения в Церкви, то у нас тогда будет возрождаться и благотворительность, и духовное служение — все тогда служения в Церкви будут возрождаться. Каждый будет находить в Церкви свое место.

В нашем направлении благотворительности и милосердия есть несколько поднаправлений. А приоритет — это внутренняя диакония. Т.е., для нас первостепенной является задача, чтобы внутри братства не был никто заброшен, забыт, одинок. Чтобы никто не бился в одиночку со своими проблемами. Логика такая, что, если будут образовываться новые общины и братства, то в мире вообще меньше будет людей одиноких, которым не к кому обратиться. Общинно-братская жизнь — она первична, и из нее уже вырастает забота о брате или сестре. Есть такое направление как заботничество. Есть специальный человек, который держит руку на пульсе, кому что нужно, кто в чем нуждается — и материально и духовно.

Но есть и внешние диаконические проекты. У нас есть ставшие традиционными поездки в детский дом-интернат в Павловске. Мы приезжаем туда группами, не всем братством. Едут только те, кто откликается, кому это близко. Это дом-интернат для детей с множественными нарушениями развития. Началось все с «Перспектив» — организации, которая нам близка по духу, и давно там работает. С самого начала стало очевидно, что туда надо ездить с детьми. Дети ездят, начиная с двухлетнего возраста. Сначала просто бегают там, играют. И привыкают, что праздник — это не только для тебя, не только тебе, но это когда и ты можешь для других что-то сделать, порадовать чем-то, каким бы маленьким ты не был. Старшие дети уже готовят концерты, помогают в трапезе, помогают накормить, напоить. Ну и просто учатся, что рядом есть люди немощные, которые в особой помощи нуждаются, нуждаются, как и они, в общении, в радости, чтобы к ним гости приезжали, чтобы с ними дружили, играли, пели.

Еще одно направление у нас есть такое как каритативная практика. От слова «каритас» — милосердие, забота.  Каритативная практика для студентов богословского факультета Свято-Филаретовского православного института. На первом курсе они в обязательном порядке проходят эту практику. Может быть неожиданно это звучит — богословы, и вдруг такая практика. Но логика такова, что если человек готовится к миссионерскому служению, к просветительской деятельности, то он должен быть готовым общаться с любым человеком — с пожилым, с немощным, с психически неадекватным. И он должен этого не испугаться, а подойти, поговорить, какими-то навыками ухода овладеть.  С этой целью наши студенты сейчас ходят в психиатрическую больницу св. Николая Чудотворца на Пряжке. 20 часов в семестр занимает эта практика. Два семестра первого курса, всего 40 часов. По отзывам студентов это очень ценный опыт. Вот Александр как раз студент первого курса и проходит такую каритативную практику.


Александр Литягин
поделился впечатлениями, как проходила его практика.

Aleksandr Lityagin introЭто дает такой, я бы даже сказал, ударный опыт. Я слышал от преподавателей, что одной из задач этого курса было то, чтобы люди, которые получат образование, столкнулись с конкретным человеческим горем лицом к лицу и увидели его. Увидели и поняли, что образование не дает им права превозноситься и быть над этим горем. Потому что когда ты близко такое увидишь, то какая-то трезвенность наступает. Что ты точно такой же можешь стать запросто. Ты ничем не лучше этого человека. Это многие заметили для себя, когда мы подводили итоги практики. Другая задача этого курса, чтобы каждый человек не пугался чужого горя, а был способен помочь другому. Вот даже и сейчас большинство людей, идя мимо лежащего человека, пройдут мимо не потому что не хотят помочь, а просто не знают, как это сделать, как реагировать, не научены. Мне кажется, мы должны учиться общаться с больными людьми, чтобы при встрече с чьим-то горем обрести силы и не отворачиваться.


Gosti 02 introСестры отметили, что служение с психически больными людьми очень сложное, и что это требует иногда особой подготовки.
Елена Захарова пояснила

Вы знаете, со временем у меня такое впечатление сложилось, что хорошо, что это именно такая больница. Потому что опыт более разнообразный. Не секрет, что во многом отделения психиатрических больниц это такой филиал домов престарелых, куда бабушек просто сдают, потому что больше ухаживать за ними не могут. Далеко не все из них психически неадекватны. Основная часть работы именно с лежачими бабушками там происходит. Но и общение с психически больным это тоже опыт. Что тут скрывать, у нас на улицах города встречаются неадкватные люди, и бывает необходимость ответить человеку с какими-то проблемами психическими. В то же время там могут оказаться люди и в каком-то кризисном состоянии, например, после суицидной попытки, для которых как раз это период какого-то поиска, период, когда они готовы что-то услышать, когда им нужно слово. Мне кажется это очень важно.


Gosti 04 introСестры поинтересовались, как в братстве готовят детей постарше к встречам в Павловском доме-интернате. Что им рассказывают о детях с множественными нарушениями? Что они сами говорят? Ведь ребенок может не понять и сказать: «мама, ты зачем меня сюда притащила».

На этот вопрос ответила Елена Захарова:


Ну конечно, мы их готовим, беседуем. Но все равно это трудный опыт. Сколько бы ты об этом не узнал, сколько бы не прочитал, не услышал, когда лицом к лицу сталкиваешься с немощью, это трудно. И трудно нам самим смотреть на наших детей, которым трудно. Да. Это бывает непросто…


А Анна Лепехина добавила к словам Елены:

Нам важно, чтобы ребенок поехал с родителем. А от внутреннего состояния родителя зависит и состояние ребенка. Потому что дети смотрят на взрослых. Когда мы едем, мы говорим, что это детки, которые такие же как и ты, но у них еще есть какие-то особенности, но они такие же как ты. Мы им объясняем, что внутри нас тоже очень много различных особенностей и изъянов, а у этих деток особенности и изъяны как бы вовне, наружу обращены. Но мы часто этого боимся…


Gosti 07 introБеседа продолжалась довольно долго и плавно переросла в минисеминар «как помочь лежащему на улице человеку» — для всех эта тема оказалась очень актуальной, все поделились личным опытом или опытом, полученным при обучении на курсах сестер милосердия или в Свято-Филаретовском православном институте. Конечно, как всегда было много шуток, но веселое настроение вовсе не мешает говорить о серьезных вещах, а скорее помогает трезво оценивать ту или иную ситуацию, не впадая в панику.

 Gosti 01 introВстреча закончилась общей фотосессией — после длительной подготовки всем наконец удалось разместиться в нашем небольшом храме и в объективе фотоаппарата, чтобы сделать снимок на память.

Фото и запись беседы — Екатерина Степанова






Добавить комментарий