Содержание













Это незаконченная статья. Работа над ней продолжается.

Для просмотра нажмите на любое изображение. Для перехода пользуйтесь стрелками или нажимайте на номер изображения в просмотрщике.

В  восточнохристианской иконографии святых мучеников и воинов образ Иоанна Воина занимает особое место, поскольку, несмотря на константинопольское происхождение почитания святого, мощи которого, согласно Житию, 09 Ioann Voin Stroganovskiy ikonopisniy podlinnik Iyul 30 intro07 Sv vlmch Ioann Voin Vtoraya polovina XVII v Master Oruzheynoy palati intro2находились в столичном храме ап. Иоанна Богослова, его изображения практически неизвестны в искусстве Византии и поствизантийского мира, включая календарные циклы. В искусстве Руси XI–XVI вв. они встречаются крайне редко и в основном имеют патрональный характер, хотя память Иоанна Воина присутствует в месяцесловах многих русских Евангелий и Апостолов XII–XV вв. За немногими исключениями, иконография Иоанна Воина представлена русскими памятниками XVII–XIX вв., чье обилие и типологическое разнообразие отражают рост почитания мученика. В отличие от большинства древних святых заступников, почитание которых распространилось или стало актуальным в ту же эпоху, почитание Иоанна Воина в Русской Церкви не имеет параллелей в религиозной жизни других православных стран, где изображения Иоанна Воина и тем более посвященные ему престолы не встречаются даже в Новое время. Показательно отсутствие сведений об Иоанна Воина в монографии К. Уолтера о почитании и об образах святых воинов в Византии (Walter Chr. The Warrior Saints in Byzantine Art and Tradition. Aldershot; Burlington, 2003; см. также: Kaster G. Johannes der Krieger // LCI. Bd. 7. Sp. 147 — приведены только русские произведения XVII–XVIII вв.).

Подобно другим воинам-мученикам, Иоанна Воина изображали в патрицианских одеждах или в доспехах. Первый вариант, к которому относится ряд ранних памятников, созданных до широкого распространения почитания святого, представлен прорисью из Строгановского иконописного подлинника, где Иоанн Воин показан в плаще, надетом поверх длинного хитона. Подлинник, изданный С. Т. Большаковым, дополняет эти данные сведениями о внешности мученика, очевидно отразившими процесс трансформации и обновления иконографии Иоанна Воина в эпоху повышенного внимания к его образу:


…рус, аки Козма, риза киноварь, испод лазорь, в руце крест, а левая молебна, а инде пишет на Иване риза воинская, а в киевских Иоанн млад, аки Димитрий, в правой руке крест, а в левой свиток (Большаков. Подлинник иконописный. С. 124);


последний вариант, согласно тексту имевший какое-то отношение к Киеву, почти полностью совпадает с уникальным для поствизантийского искусства изображением Иоанна Воина на миниатюре из греко-грузинской рукописи кон. XV в., где Иоанн Воин представлен как безбородый юноша (РНБ. О.I.58. Л. 122 об.). В подлиннике из собрания Г. Д. Филимонова (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 402) Иоанн Воин описан только как воин, что совпадает с большинством сохранившихся памятников и свидетельствует о завершении формирования иконографии: Иоанн Воин

подобием рус, власы на главе просты и кратки, брада невелика, аки Козмы безсребренника, ризы воинския и в лате, верхняя киноварная, исподняя лазоревая, в руке крест, а в другой копие.


Этой традиции следует и «Руководство…» В. Д. Фартусова, согласно которому Иоанн Воин

римского типа, средних лет, волосы коротки, борода меньше средней величины; телом мужествен, лицом худ от поста», в латах поверх «одежд римских воинов;


в хартии святого составитель рекомендует помещать текст с перечислением его заслуг (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 367-368).

08 Ioann Voin i Feodor Tiron GTG introИз приведенных описаний следует, что, несмотря на различия в атрибутах, основные черты облика Иоанна Воина были устойчивы: святого изображали как средовека с короткими (в ряде случаев волнистыми) русыми волосами, с высоким лбом и небольшой бородой, иногда слегка раздваивающейся на конце. Стандартность этого типа, к которому близка внешность других святых воинов, например великомучеников Феодора Стратилата, Феодора Тирона и Никиты, повлияла на то, что древние изображения последних при поновлении в Новое время могли надписываться именем Иоанна Воина (Иоанна Воина и Феодору Тирону молились о возвращении украденного имущества). Этот процесс, свидетельствующий о частичном вытеснении новым почитанием старых, отражают, например двухсторонняя икона-таблетка 2-й пол. XVI в. из собрания Мараевых (ГТГ), на которой в соответствии с известной традицией были представлены два великомученика Феодора, Стратилат и Тирон, один из которых при поновлении в XIX в. был назван Иоанном Воином и др.

10 Svyatoy Ioann Voinstvennik 17 v ponovlenie 19 v staroobryad introВозможно, вмч. Никита, а не Иоанн Воин изначально был изображен и на поновленной в XIX в. иконе XVII в. из старообрядческого Покровского собора на Рогожском кладбище в Москве. Иоанна Воина не всегда отличали от соименного и имеющего сходную внешность мч. Иоанна Нового Сочавского, которого широко почитали в XVII в. Так, на иконе избранных святых из церкви пророка Илии в Ярославле (кон. XVII в., ЯИАМЗ) мч. Иоанн Новый (по надписи Белоградский), согласно Житию бывший купцом, представлен в доспехах и имеет сходство с относящимися к тому же периоду изображениями Иоанна Воина.




11 Ioann Voinnik v Spase na Neredice introДревнейший известный в настоящее время образ Иоанна Воина входил в состав росписи церкви Спаса Преображения на Нередице близ Великого Новгорода (1199). Поясная фигура святого, вписанная в трехлопастное обрамление, помещена над аркой, соединяющей южный рукав креста с западным нефом храма (Пивоварова. 2002. С. 144. № 270. Ил. 16). Иоанн Воин, в надписи названный Воинником, изображен как средовек с короткой бородой. Атрибуты святого отражают мученический и воинский аспекты его почитания: в правой руке он держит крест, левой опирается на щит, облачен в доспехи (?) и плащ. Фигура Иоанна Воина по сравнению с соседними ростовыми образами воинов-мучеников занимает второстепенное место. Тем не менее она играет существенную роль в программе росписи нередицкого храма, т. к. находится у входа в юго-западный компартимент, где помещено изображение строителя церкви кн. Ярослава Владимировича и где, очевидно, должно было располагаться его захоронение. Кроме того, Иоанн Воин изображен рядом с полуфигурой прп. Мартирия (небесного покровителя архиеп. Новгородского Spas na Neredice 12 apr 2015 foto ES introМартирия, во время пребывания которого на кафедре возводился храм), чей благословляющий жест отведенной в сторону правой руки направлен к фигуре Иоанна Воина Согласно поздним летописным данным, крестильное имя Ярослава Владимировича — Иоанн. Это наряду с особенностями расположения фигуры Иоанна Воина в храмовой росписи позволяет предположить, что Иоанн Воин был тезоименитым святым ктитора церкви Спаса. Л. И. Лифшиц предполагает, что у кн. Ярослава кроме Иоанна Воина был еще один патрональный святой — Иоанн Предтеча, его имя Ярослав получил при крещении. Согласно В. Л. Янину, кн. Ярослав в крещении носил имя Михаил и ему принадлежат печати с изображениями архангела Михаила и вмч. Димитрия Солунского. В таком случае включение фигуры Иоанна Воина в программу росписи нередицкого храма можно объяснить особенностями почитания святого, в т. ч. связанными с темой погребения и молитвы за усопших.

Ivan II Ivanovich Krasniy pechat introПо мнению Янина, изображения Иоанна Воина есть на некоторых новгородских печатях вел. кн. Иоанна Иоанновича Красного (1354-1359); в ряде случаев рядом с образом стоящего воина с копьем и со щитом читается надпись: «А (гиос) I (анн)» или «I (анн)». Атрибуция печатей кн. Иоанну Красному остается спорной: Н. П. Лихачёв приписывал их вел. кн. Тверскому Иоанну Михайловичу (1400-1425), а на сохранившихся аргировулах кн. Иоанна Красного (РГАДА) изображен свт. Иоанн Иерусалимский или, что более вероятно, прп. Иоанн Лествичник. Вместе с тем на надгробной фреске в Архангельском соборе Московского Кремля (1652–1666, следует программе 1564-1565) кн. Иоанн Красный представлен в молении неизвестному юному мученику со свитком в левой руке, чей облик совпадает с редким вариантом иконографии Иоанна Воина, описанным в русском иконописном подлиннике («млад, аки Димитрий»; см.: Большаков. Подлинник иконописный. С. 124). Это позволяет предположить, что печати новгородского происхождения, несмотря на использование иного варианта иконографии святого, принадлежали кн. Иоанну Красному.

12 Aleksy mitr Moskovskiy s izbr svv Ioann Voin v klassich ikonogrf fragment introВ XV — 1-й пол. XVII в. почитание Иоанна Воина носило ограниченный характер и имело значение главным образом для соименников святого: о случаях наречения в его честь свидетельствует распространенность имени Воин. Возможно, по этой причине образ Иоанна Воина был включен в цикл Минология, который образует основу программы росписи церкви Симеона Богоприимца Зверина монастыря в Великом Новгороде (рубеж 60-х и 70-х гг. XV в.), построенной на «скудельнице» в память избавления от мора 1467 г. (выбор образа Иоанна Воина, которому молились за умерших, а не апостолов Силы и Силуана, чья память также празднуется 30 июля, мог быть обусловлен и мемориальными функциями храма). Поясная фигура святого в зеленом плаще, с крестом в деснице помещена на северной грани северо-восточного столба; его внешность, как и в более поздних памятниках, близка к облику св. бессребреника Космы (ср. представления о целительских функциях обоих святых). В русском искусстве XVI в. изображения Иоанна Воина — исключение, их не всегда удается идентифицировать из-за утраты надписей и по причине сходства Иоанна Воина с другими воинами-мучениками. Считается, что Иоанн Воин в облике юного воина представлен на северо-западном столбе собора Спасского монастыря в Ярославле (1563-1564); судя по фрагментам надписи, он же, но с более типичной для его изображений внешностью средовека показан (в паре с вмч. Димитрием Солунским) на поле иконы свт. Алексия, митр. Московского, из с. Остров Гаврилов-Ямского р-на Ярославской обл. (посл. треть XVI в., ЯХМ).