- Предыдущая статья «Мой Эрмитаж. Иконы святой великомученицы Анастасии». Авторская программа М.Б. Пиотровского
- Иконография образа св вмц Анастасии Узорешительницы
Для просмотра нажмите на любое изображение. Для перехода пользуйтесь стрелками или нажимайте на номер изображения в просмотрщике.
Содержание:
Иконы святой великомученицы Анастасии Узорешительницы в храмах Санкт-Петербурга
Изображения св вмц Анастасии Узорешительницы в Государственном Эрмитаже
Авторская программа Михаила Пиотровского «Мой Эрмитаж. Иконы св вмц Анастасии»
Изображения св вмц Анастасии Узорешительницы в Государственном Русском музее
Изображения св вмц Анастасии Узорешительницы в Государственном музее истории религии
В статье насколько возможно полно приведены изображения святой великомученицы Анастасии Узорешительницы, находящиеся в храмах и музейных коллекциях Санкт-Петербурга — Государственного Эрмитажа,
Государственного Русского музея и Государственного музея истории религии. В авторской программе директора Государственного Эрмитажа, приложенной к статье, Михаил Борисович Пиотровский рассказывает об иконах святой великомученицы Анастасии Узорешительницы, хранящихся в крупнейшем музее России.
Иконы святой великомученицы Анастасии Узорешительницы в храмах Санкт-Петербурга
Домовая церковь св вмц Анастасии Узорешительницы на Васильевском острове.
Здание на набережной Лейт. Шмидта, д.39, в котором находится домовая церковь св вмц Анастасии Узорешительницы на Васильевском острове (фото прот Александр Степанов)
Домовый храм св вмц Анастасии Узорешительницы на Васильевском острове.
На переднем плане храмовая икона св Анастасии. Справа — икона св Анастасии в иконостасе (фото Алексей Гнедовский)
Икона св вмц Анастасии Узорешительницы в иконостасе храма (фото Елена Басова) |
Храмовая икона св вмц Анастасии Узорешительницы (фото Елена Басова) |
Фреска св. вмц. Анастасии Узорешительницы в притворе храма (автор Станислав Гоменюк, 2017).
Исаакиевский собор.
Исаакиевский собор со стороны Исаакиевской площади.
Собор Воскресения Христова (Спас на крови).
Святая Анастасия Римляныня. Мозаика по оригиналу Андрея Рябушкина. Храм Воскресения Христова (Спас на крови). Фото: Мультимедийный альбом «Спас на крови» (изд. ГМП «Исаакиевский собор»). |
Иконы святой великомученицы Анастасии Узорешительницы в музеях Санкт-Петербурга
Государственный Эрмитаж.
В коллекции крупнейшего музея России хранится несколько древних изображений св вмц Анастасии Узорешительницы.
Икона «Святая Анастасия Узорешительница»
Византия, Фессалоники. Конец XIV — начало XV вв.
Дерево, смешанная техника, цветной лак 99×65,5×3 см.
Зимний дворец. Искусство Византии
фото ГЭ
Греческая икона «Святая Анастасия Узорешительница (Фармаколитрия)»
Кон. XV — нач. XVI вв. 101,3×49,2×2.5 см.
Фото — фрагмент передачи ВГТРК «Культура» «Мой Эрмитаж. Иконы св вмц Анастасии»
Фрагмент мозаичной
Византия. Нач. XIV в. 32×25,7×3 см.
Зимний дворец. Искусство Византии
Икона вставлена в живописное обрамление с изображением Деисуса и семи святых с их мощами, в том числе и вмц Анастасии — в нижнем ряду справа (Кн. П. Чахоитна «Святая Анастасия — священный образ и храмы в Европе»). По легенде эта икона принадлежала первой супруге Иоанна Грозного Анастасии Романовне Захарьиной-Юрьевой.
Россия. Конец XVI — начало XVII вв. Северные письма.
Дерево, темпера, позолота. 25×85,5 см. фото ГЭ
Деисус (деисис — греч. «моление») воплощает идею заступничества святых на Страшном суде, молящих Спасителя о прощении рода человеческого. Икона «Деисус» выполнена на одной доске, вытянутой по горизонтали. В центре — Христос на престоле. По сторонам симметрично в предстоянии к Нему изображены Богоматерь и Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил, апостол Фома и святитель Николай, святые Флор и Лавр, Власий и Анастасия, Екатерина и Марина. Небольшие иконы с деисусными композициями получили распространение на Русском Севере. Эта икона была написана в конце XVI — начале ХVII в. В необычной «кружевной» обводке нимбов прослеживается связь с народным декоративным искусством. Характерно для Русского Севера и различие в пропорциях фигур. Колорит неяркий, все цвета — зеленый, красный, желтый — приглушены.
Мерная икона вел кнж Анастасии Михайловны с образом св вмц Анастасии Узорешительницы
51,5 см. 1860 год. Дерево, масло, циковка, позолота, серебро, чеканка. Мастерская золотых и серебряных дел Иоганна Вильгельма Кейбеля.
Авторская программа директора Государственного Эрмитажа Михаила Борисовича Пиотровского «Мой Эмитаж. Иконы святой великомученицы Анастасии»
Государственный Русский Музей.
Коллекция Русского музея содержит огромное количество древнерусских икон, среди которых находятся иконы св вмц Анастасии — в основном вместе с прп Параскевой Пятницей или на иконах Божией Матери в числе избранных святых.
Новгород. Вторая половина XV в. 51,8 × 36,3 × 2,3 см.
Из коллекции Н. П. Лихачева.
Икона «Святая Настасия и святая Параскева»
(Анастасия Узорешительница и Параскева Пятница).
Вторая половина XV в. Дерево, темпера. 74,5×57,5 см х 2,8 см.
Из коллекции Н. П. Лихачева.
Икона Божией Матери Знамение с избранными святыми
Святые Варлаам Хутынский, Иоанн Милостивый, Параскева и Анастасия мученицы.
Вторая половина XV в. Новгородская школа. Дерево, темпера. 66×50,3 см.
Икона Божией Матери «Одигитрия» с избранными святыми
Св вмц Анастасия в верхнем ряду справа.
XVI в. Север новгородских земель. Каргополь. Дерево, темпера. 61×50×3 см.
Из коллекции Н. П. Лихачева.
(фото из кн. П. Чахотина «Святая Анастасия — священный образ и храмы в Европе»)
Икона Божией Матери «Одигитрия» Смоленская с избранными святыми
Новгород, провинция. Вторая половина XVI в (1565 год?). Дерево, паволока, левкас, темпера. 76,5×52,7 см.
До 1917 года находилась у Д. И. Силина. На полях характерные для новгородской провинции XVI века ряды святых на полях, обрамляющих средник. В нижнем ряду свв Анастасия и Параскева. (Т. Б. Вилинбахова, И. П. Болотцева «Иконопись» в кн. «1000-летие русской художественной культуры. Каталог выставки», 1988, фото из кн.)
Икона Божией Матери «Умиление» с избранными святыми
Св Анастасия в нижнем ряду вторая слева.
Север новгородских земель. Каргополь. Первая половина XVI в. 69.8 × 48.2 см.
Москва. 1569 год. Иосифо — Волоколамский монастырь. Успенский собор. Дерево, две доски, две врезные встречные шпонки (нижняя утрачена), левкас, паволока, темпера. 55,5×45,5×3 см.
Избранные святые: Власий, Флор и Анастасия
Вторая половина XVI в. Северная школа. Дерево, темпера. 47,8×35,8×3,1 см. (фото из кн. П. Чахотина «Святая Анастасия — священный образ и храмы в Европе»).
Икона «Сошествие во ад с избранными святыми»
Св Анастасия в нижнем ряду вторая слева.
Псков. Конец XV — начало XVI вв.Дерево, темпера. 157 × 92 × 3,8 см.
Происходит из Троицкого собора города Осторова Псковской области (1790), куда попала
Государственный музей истории религии.
В собрании Государственного музея истории религии представлено несколько изображений св вмц Анастасии, созданных в XIX веке.
Яйца пасхальные с изображением Сошествия во ад и св. Анастасии
Московская губерния. Кон. XIX в.
фото ГМИР
Значительную часть музейной коллекции составляют яйца, выполненные
На лукутинских пасхальных яйцах из собрания музея на нижней створке представлены изображения святых Марии, Ольги, Анастасии и Татьяны, соимееных дочерям Николая II. На внутренней поверхности яиц — тексты, из которых следует, что это подношения от московских и петербургских старообрядцев.