Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 



Для просмотра нажмите на любое изображение. Для перехода пользуйтесь стрелками или нажимайте на номер изображения в просмотрщике.


Содержание:
Иконы святой великомученицы Анастасии Узорешительницы в храмах Санкт-Петербурга
Изображения св вмц Анастасии Узорешительницы в Государственном Эрмитаже
Авторская программа Михаила Пиотровского «Мой Эрмитаж. Иконы св вмц Анастасии»
Изображения св вмц Анастасии Узорешительницы в Государственном Русском музее
Изображения св вмц Анастасии Узорешительницы в Государственном музее истории религии

В  статье насколько возможно полно приведены изображения святой великомученицы Анастасии Узорешительницы, находящиеся в храмах и музейных коллекциях Санкт-Петербурга — Государственного Эрмитажа,
Государственного Русского музея и Государственного музея истории религии. В авторской программе директора Государственного Эрмитажа, приложенной к статье, Михаил Борисович Пиотровский рассказывает об иконах святой великомученицы Анастасии Узорешительницы, хранящихся в крупнейшем музее России.

Anastasiya v Isaakievskom intro

Иконы святой великомученицы Анастасии Узорешительницы в храмах Санкт-Петербурга



Домовая церковь св вмц Анастасии Узорешительницы на Васильевском острове.

Sovr vid introЗдание на набережной Лейт. Шмидта, д.39, в котором находится домовая церковь св вмц Анастасии Узорешительницы на Васильевском острове (фото прот Александр Степанов)



Panorama hrama2 introДомовый храм св вмц Анастасии Узорешительницы на Васильевском острове.

На переднем плане храмовая икона св Анастасии. Справа — икона св Анастасии в иконостасе (фото Алексей Гнедовский)




 

Anastasiya ikonostas introИкона св вмц Анастасии Узорешительницы в иконостасе храма (фото Елена Басова)

  Anastasiya analoy introХрамовая икона св вмц Анастасии Узорешительницы (фото Елена Басова)

Исаакиевский собор.

Saint Isaacs Square SPB introИсаакиевский собор со стороны Исаакиевской площади.





Sant Isaak praviy pridel introSant Isaak praviy pridel intro intro2Правый придел Исаакиевского собора с мозаичной иконой св Анастасии (слева во втором ряду иконостаса).
   
Anastasiya v Isaakievskom introМозаичная икона св вмц Анастасии Узорешительницы. Автор — Иван Данилович Бурухин. 1867 год

Иконы святой великомученицы Анастасии Узорешительницы в музеях Санкт-Петербурга



Государственный Эрмитаж.

Ermitazh introВ коллекции крупнейшего музея России хранится несколько древних изображений св вмц Анастасии Узорешительницы.






Анастасия ГЭ 14-15 ввИкона «Святая Анастасия Узорешительница»

Византия, Фессалоники. Конец XIV — начало XV вв.

Дерево, смешанная техника, цветной лак 99×65,5×3 см.

Зимний дворец. Искусство Византии IV–XV вв. Зал памятников средне и поздневизантийского времени: X-середины XV вв. Зал 382. 3 этаж
фото ГЭ






Анастасия в полный рост ГЭГреческая икона «Святая Анастасия Узорешительница (Фармаколитрия)»

Кон. XV — нач. XVI вв. 101,3×49,2×2.5 см.

Фото — фрагмент передачи ВГТРК «Культура» «Мой Эрмитаж. Иконы св вмц Анастасии»














Анастасия в мощевикеФрагмент мозаичной иконы-мощевика «Четыре отца Церкви» с избранными святыми"

Византия. Нач. XIV в. 32×25,7×3 см.

Зимний дворец. Искусство Византии IV–XV вв. Зал памятников средне и поздневизантийского времени: X-середины XV вв. Зал 382. 3 этаж

Икона вставлена в живописное обрамление с изображением Деисуса и семи святых с их мощами, в том числе и вмц Анастасии — в нижнем ряду справа (Кн. П. Чахоитна «Святая Анастасия — священный образ и храмы в Европе»). По легенде эта икона принадлежала первой супруге Иоанна Грозного Анастасии Романовне Захарьиной-Юрьевой.

Анастасия Деисус ЭрмитажИкона «Деисус»

Россия. Конец XVI — начало XVII вв. Северные письма.

Дерево, темпера, позолота. 25×85,5 см. фото ГЭ

Деисус (деисис — греч. «моление») воплощает идею заступничества святых на Страшном суде, молящих Спасителя о прощении рода человеческого. Икона «Деисус» выполнена на одной доске, вытянутой по горизонтали. В центре — Христос на престоле. По сторонам симметрично в предстоянии к Нему изображены Богоматерь и Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил, апостол Фома и святитель Николай, святые Флор и Лавр, Власий и Анастасия, Екатерина и Марина. Небольшие иконы с деисусными композициями получили распространение на Русском Севере. Эта икона была написана в конце XVI — начале ХVII в. В необычной «кружевной» обводке нимбов прослеживается связь с народным декоративным искусством. Характерно для Русского Севера и различие в пропорциях фигур. Колорит неяркий, все цвета — зеленый, красный, желтый — приглушены.




Мерная иконаМерная икона вел кнж Анастасии Михайловны с образом св вмц Анастасии Узорешительницы

51,5 см. 1860 год. Дерево, масло, циковка, позолота, серебро, чеканка. Мастерская золотых и серебряных дел Иоганна Вильгельма Кейбеля.



 



 
Авторская программа директора Государственного Эрмитажа Михаила Борисовича Пиотровского «Мой Эмитаж. Иконы святой великомученицы Анастасии»





Государственный Русский Музей.

Русский МузейКоллекция Русского музея содержит огромное количество древнерусских икон, среди которых находятся иконы св вмц Анастасии — в основном вместе с прп Параскевой Пятницей или на иконах Божией Матери в числе избранных святых.

Параскева и Анастасия Русский музей 15 векСвятые Параскева и Анастасия

Икона-врезок.

Новгород. Вторая половина XV в. 51,8 × 36,3 × 2,3 см.

Из коллекции Н. П. Лихачева.









Прараскева Пятница и Анастасия 15 в Икона «Святая Настасия и святая Параскева»

(Анастасия Узорешительница и Параскева Пятница).

Вторая половина XV в. Дерево, темпера. 74,5×57,5 см х 2,8 см.

Из коллекции Н. П. Лихачева.







Знамение с избр сввИкона Божией Матери Знамение с избранными святыми

Святые Варлаам Хутынский, Иоанн Милостивый, Параскева и Анастасия мученицы.

Вторая половина XV в. Новгородская школа. Дерево, темпера. 66×50,3 см.








Анастасия на иконе Одигитрия с изб свв Русский МузейИкона Божией Матери «Одигитрия» с избранными святыми

Св вмц Анастасия в верхнем ряду справа.

XVI в. Север новгородских земель. Каргополь. Дерево, темпера. 61×50×3 см.

Из коллекции Н. П. Лихачева.

(фото из кн. П. Чахотина «Святая Анастасия — священный образ и храмы в Европе»)




Фрагмент Одигитрия Смоленская Русский МузейИкона Божией Матери «Одигитрия» Смоленская с избранными святыми

Новгород, провинция. Вторая половина XVI в (1565 год?). Дерево, паволока, левкас, темпера. 76,5×52,7 см.

До 1917 года находилась у Д. И. Силина. На полях характерные для новгородской провинции XVI века ряды святых на полях, обрамляющих средник. В нижнем ряду свв Анастасия и Параскева. (Т. Б. Вилинбахова, И. П. Болотцева «Иконопись» в кн. «1000-летие русской художественной культуры. Каталог выставки», 1988, фото из кн.)



Фрагмент иконы Умиление Русский МузейИкона Божией Матери «Умиление» с избранными святыми

Св Анастасия в нижнем ряду вторая слева.

Север новгородских земель. Каргополь. Первая половина XVI в. 69.8 × 48.2 см.



Минея ДекабрьМинея. Декабрь

Москва. 1569 год. Иосифо — Волоколамский монастырь. Успенский собор. Дерево, две доски, две врезные встречные шпонки (нижняя утрачена), левкас, паволока, темпера. 55,5×45,5×3 см.









Власий Флор и Анастасия Русский МузейИзбранные святые: Власий, Флор и Анастасия

Вторая половина XVI в. Северная школа. Дерево, темпера. 47,8×35,8×3,1 см. (фото из кн. П. Чахотина «Святая Анастасия — священный образ и храмы в Европе»).












Сошествие во адИкона «Сошествие во ад с избранными святыми»

Св Анастасия в нижнем ряду вторая слева.

Псков. Конец XV — начало XVI вв.Дерево, темпера. 157 × 92 × 3,8 см.

Происходит из Троицкого собора города Осторова Псковской области (1790), куда попала из какого-то более древнего храма. Сохранность хорошая. Утраты грунта на верхнем и нижнем полях. В числе избранных святых представлены Екатерина, Анастасия, мученик Фотий, Никола, Василий Великий, Иоанн (в святительских одеждах), Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, мученик Никита, Варвара и Параскева.










Государственный музей истории религии.

ГМИРВ собрании Государственного музея истории религии представлено несколько изображений св вмц Анастасии, созданных в XIX веке.





Пасхальное яйцо с Анастасией ГМИРЯйца пасхальные с изображением Сошествия во ад и св. Анастасии

Московская губерния. Кон. XIX в.

Папье-маше, темпера, лак.

фото ГМИР

Значительную часть музейной коллекции составляют яйца, выполненные из папье-маше. Производились они на известной фабрике Лукутиных, основанной в Подмосковье в селе Данилково (сейчас Федоскино) еще в 1795 г. С 1828 г. на изделиях фабрики начали ставить клеймо с гербом Российской империи и инициалами владельцев фабрики. Пасхальное яйцо с Анастасией ГМИРЛукутинские пасхальные яйца из коллекции музея составлены из двух вертикальных разъёмных створок с росписью в технике иконного письма темперой вместо масляной краски, традиционной для лаковых промыслов. На лицевой стороне, как правило, помещена сцена «Воскресение Христово — Сошествие во ад», выполненная по канонам иконного письма, на оборотной — либо архитектурные памятники (соборы Московского Кремля, храм Христа-Спасителя, Покровский собор), либо фигуры святых.

На лукутинских пасхальных яйцах из собрания музея на нижней створке представлены изображения святых Марии, Ольги, Анастасии и Татьяны, соимееных дочерям Николая II. На внутренней поверхности яиц — тексты, из которых следует, что это подношения от московских и петербургских старообрядцев.





Добавить комментарий


Защитный код
Обновить