Иконография образа св вмц Анастасии Узорешительницы

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 


  

Минологий Василия II И конографических особенностей в изображении различных святых с именем Анастасия не существует. Точная идентификация образа возможна только при наличии сопроводительной надписи, что и в византийском и древнерусском искусстве встречается достаточно редко и только у Анастасии Узорешительницы и прмц. Анастасии Римляныни.

Наименование «Фармаколитрия» имеется:

Миниатюра из Минология Василия IIв Минологии Василия II;

в минологии Служебного Евангелия 3-й четверти XI в.;

в церкви Святых врачей в Кастории (Греция), нач. XII в.;

в Минологии XI–XII вв.;

в церкви вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317–1318 гг.;

в Минологии 1327–1340 гг.; Миниатюра в Минологии 14 в.

в церкви Вознесения монастыря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348–1350 гг.;

в росписи монастыря Поганово (Болгария), ок. 1499 г.;

в греко-грузинской рукописи XV в. (РНБ).

Св. Анастасия изображалась в хитоне и мафории, с крестом в правой руке и открытой ладонью к молящемуся левой, нередко в ее левой руке — маленький узкогорлый сосуд с лечебным маслом. По мнению некоторых исследователей, сосуд в руках присущ образу Анастасии Узорешительницы, почитавшейся как целительница.

Иногда св. Анастасия представлена:

Шествие мучениц общий видв богатых одеяниях римской патриции в Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, ок. 520 г.;

с венцом на голове в церкви вмч. Димитрия Маркова монастыря (Македония), ок. 1376 г.Равенна

Изображения св. Анастасии присутствуют:

в росписях каппадокийских церквей:

Трех крестов (№ 3) в Гюлю-Дере, кон. IX в.;

св. Иоанна Крестителя (№ 4) в Гюлю-Дере, между 913 и 920 гг.;

св. Апостолов в Синасосе, 1-я четверть X в.;

в Баллы-килисе в Соганлы, 1-я половина X в.;

Мазыкёй, около Ургюпа, сер. X в.;

в Новой церкви Токалы-килисе в Гёреме, кон. X в.;

св. Варвары в Соганлы, между 1006 и 1021 гг.;

Киличлер-Кюшлюк в Гёреме, 1-я пол. XI в.;

а также в мозаиках:

Анастасия в Палатинской капелленартекса кафоликона монастыря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.;

на фреске собора Св. Софии в Киеве, после 1037 г.;

в Палатинской капелле в Палермо (Сицилия), 50-60-е гг. XII в.;

в церкви Панагии Мутулла (Кипр), ок. 1280 г.;

на фреске в северной апсиде собора св. Стошии (Анастасии) в Задаре (Хорватия), ок. 1285 г.

С сосудом в руке Анастасия Узорешительница представлена в церквах:

Анастасия в Печской ПатриархииБогородицы Левишки в Призрене (Югославия, Косово и Метохия), 1310–1113 гг.;

Богородицы Одигитрии в Печской Патриархии (Югославия, Косово и Метохия), между 1330–1337 гг.;

Панагии Форвиотиссы в Асину (Кипр), 2-я половина XIV в.;

вмч. Георгия в Речани, 1360–1370 гг.;

Богоматери в Нова-Павлица, 1381–1388 гг.;

Anastasiya Ikona Vizantiya nach XV veka Ermitazh introна фреске параклессиона церкви святых Константина и Елены в Охриде (Македония), ок. 1400 г.;

 на единоличной иконе святой, нач. XV в. (ГЭ).

 Одно из ранних изображений св. Анастасии в древнерусском искусстве сохранилось на новгородском серебряном кратере XII в. (НГОМЗ).

Будучи наряду с мц. Параскевой одной из наиболее почитаемых на Руси, святая представлена во многих памятниках XV–XVII вв., особенно на новгородских и северных иконах среди избранных святых, как, например:

«Святые Параскева и Анастасия», 2-я пол. XV в. (ГРМ);

«Святые Варлаам Хутынский, Иоанн Милостивый, Параскева и Анастасия», 2-я пол. XV в. (ГРМ);

Параскева и Анастасия Русский МузейАнастасия и др св Русский музей

на иконе «Богородица Одигитрия Смоленская с избранными святыми», 2-я пол. XVI в. (ГРМ);

на псковской иконе «Избранные святые перед иконой Божией Матери «Знамение»», 2-я пол. XV в. (ПИАМ).

Одигитрия с избр свв  Анастасия с избр свв перед Знамением Псков

Анастасия в Ферапонтово Полуфигура св. Анастасии в медальоне помещена на северном склоне западной арки среди святых жен в росписи Дионисия в храме Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре, 1502 г.

Анастасия и Параскева другие Русский Музей Ее изображение с сосудом в руке имеется, например, на новгородской иконе «Святые Параскева и Анастасия» сер.— 2-й пол. XV в. из собрания Н. П. Лихачёва (ГРМ).

Фрагмент минея дек Иосифо-Волоцкий монОчевидно, Анастасия Узорешительница представлена в Минеях на декабрь:

1565 г. из Успенского собора Иосифо-Волоколамского монастыря (ГРМ);

 кон. XVI в. (ВГИАХМЗ);

Анастасия Мерная икона а также на иконе 1860 г. (ГЭ), созданной в связи с рождением вел. кнж. Анастасии Михайловны.

Нет устойчивой иконографической традиции в цветах одеяния св. Анастасии:

Фрагмент Владимирскойобычно она представлена в красном чепце и платье и в зеленом или синем мафории, с крестом в правой руке, левая рука покровенна или раскрыта ладонью к молящемуся;

иногда, как св. Параскева, в зеленом (синем) платье и красном мафории (единоличная икона нач. XVI в.? (ГРМ);

тверская икона «Св. Анастасия, свт. Николай и ап. Иаков», 1-я пол. XVI в. (ГТГ));

существуют варианты одеяния с белым платом на голове («Владимирская икона Божией Матери, с избранными святыми на полях», сер. XVI в. (ГМЗРК));

в золотом венце поверх красного мафория (московская икона XVI в. (ГТГ)).

Строгановский лицевой подлинникВ Строгановском лицевом подлиннике последней трети XVIII в. под 22 дек. образ Анастасии Узорешительницы с крестом в руке сопровождает надпись: «Риза празелен, испод бакан з белил[ом]».

Сближение иконографии святых Анастасии и Параскевы выразилось и в появлении икон, на которых мученицы держат в руке развернутый свиток с текстом Символа веры, по-видимому, в сер.— 2-й пол. XVI в. эта деталь, присущая образу св. Параскевы, усваивается в иконографии св. Анастасии:

на иконе северных писем «Свт. Никола Зарайский, с деисусом и избранными святыми», XVI в. (АМИИ),

и вологодской иконе св. Анастасии, кон. XVI в. (ЦМиАР).

На вологодской иконе «Двухрядница, с избранными святыми», 2-я пол. XVI в. (ВГИАХМЗ),

псковской иконе «Походная церковь», между 1588 и 1590 гг. (ТКГ),

иконе «Избранные святые», нач. XVII в. (ГИМ), в руке у святой свернутый свиток;

на единоличной иконе нач. XVII в. (ЦМиАР) надпись на свитке посвящена теме мученического подвига святой.

 Nikola Chudotvorec Mirlikiyskiy svt Zarayskiy s deisusom i izbrannimi svyatimi XVI v Arhangelskiy oblastnoy muzey izobrazitelnih iskusstv Fragment introПоходная церковь "Небесная сень"

Образ св. Анастасии встречается и в русском искусстве XVIII — нач. XX в.

(эскиз М. В. Нестерова к росписи церкви во имя св. Александра Невского в Абастумани, 1899–1904 гг. (ГРМ)),

например, на иконах святых, соименных царской семье, в связи с тезоименитством Анастасии Узорешительницы мц. вел. кнж. Анастасии Николаевны («Избранные святые», нач. 10-х гг. XX в. (ГЭ)).

На основании значения имени образ св. Анастасии связывался с праздником Воскресения Христова, а также с почитанием святых Параскевы и Кириаки. Вероятно, как аллюзия на Воскресение фигура святой помещалась в храмовых росписях рядом с изображением Страшного Суда:

фреска церкви Спаса на Нередице в Новгороде, ок. 1199

и Сошествия во ад Капелла № 9 в Гёреме;

и мозаика собора Санта-Мария Ассунта в Торчелло, ок. 1130.

В 1417 г. в Новгороде была поставлена деревянная церковь во имя св. Анастасии (за один день (обыденная) в благодарность за избавление от чумы);

в 1458 г.— в центре Москвы на Охотном ряду (снесена в 1793);

в память дня рождения вел. кнж. Анастасии Николаевны в Москве в 1902 г;

Сергиево-Пантелеимоновским братством хоругвеносцев была возведена деревянная церковь Анастасии Узорешительницы (разрушена в нач. 30-х гг. XX в.).

Частица мощей св. Анастасии имеется в ковчеге-мощевике кн. Марии, 1409/10 гг., из Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК).

В июле 1995 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II на российскую космическую станцию «Мир» были доставлены 2 иконы Анастасии Узорешительницы, представляющие как православную, так и католическую традиции (одну из них, вышитую на ткани, благословил папа Иоанн Павел II), что символизировало общность корней христиан Востока и Запада.

Анастасия Лаврова шитье  Anastasiya Gaverdovskiy intro

В книге Петра Чахотина «Святая Великомученица Анастасия. Священный образ и храмы в Европе» отдельный раздел посвящен изображениям св вмц Анастасии.

Источники:

Текст в сокращении с сайта «Электронная версия Православной Энциклопедии».

Часть изображений с сайта «Православные мастерские. Русская икона».

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Фотоальбомы

  • Прихода
  • Сестричества
  • Вс школы
Previous
Next

Основные разделы сайта

Об участии верных в Евхаристии

Evharistiya Vizantiya XII v intro 1853 февраля 2015 года на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви был одобрен документ «Об участии верных в Евхаристии», разработанный Межсоборным Присутствием. Подробнее

Вспоминая отца Андрея...

Радио "Град Петров"

«Сервис скачиваний» радио «Град Петров»

zip Arhiv200На сайте радио «Град Петров» открыт новый раздел под названием «Сервис скачиваний».

Иконы

  • Иконография
  • Наш храм
  • Петербург
  • Эрмитаж
  • Русский Музей
Previous
Next

События Новости Объявления

Расписание на июнь 2017 года…

Выставка «Искусство Великого Новгорода эпохи святителя Макария» в Русском музее…

Православные посты и праздники на «Сервисе скачиваний…

Расписание на май 2017 года…

Новая версия приходского сайта…

Последние публикации на сайте

Расписание на июнь 2017 года…

Выставка «Искусство Великого Новгорода эпохи святителя Макария» в Русском музее…

Православные посты и праздники на «Сервисе скачиваний…

О Пасхе Христовой на «Сервисе скачиваний…

Расписание в Страстную Седмицу…

Колонка настоятеля

Степанов Александр, протоиерей, «По стопам Святой Анастасии. Опыт социального служения православного…

Катехизация как основа общинной жизни…

Степанов Александр, протоиерей, «Продолжение традиций церковного милосердного служения св. прав. Иоа…

Протоиерей Александр Степанов: «Я в тюрьму раз сходил – и всё, увяз…

Степанов Александр, протоиерей, «Катехизация как основа общинной жизни». Доклад, прочитанный на конф…

Протоиерей Александр Степанов «Три праведных пресвитера…

Свв блгв кнн Феодор, Давид и Константин Ярославские

Синодальное подворье Ярославских архиереев

Knyazya

Свщмч Иоанн (Поммер), архиеп. Рижский

Частица мощей в антиминсе храма св Анастасии

Svshmch Ioann

Св прпмц Елисавета

Больничный храм

Elisaveta

Библиотека. Последние поступления