Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 




Для просмотра нажмите на любое изображение. Для перехода пользуйтесь стрелками или нажимайте на номер изображения в просмотрщике.

Иконографических особенностей в изображении различных святых с именем Анастасия не существует. Точная идентификация образа возможна только при наличии сопроводительной надписи, что и в византийском и древнерусском искусстве встречается достаточно редко и только у Анастасии Узорешительницы и прмц. Анастасии Римляныни.

Миниатюра в Минологии 14 в. 187 2 Stranica iz SA it ch b Minologiy Vasiliya II intro Минологий Василия II

РавеннаНаименование «Фармаколитрия» имеется:

в Минологии Василия II;

в минологии Служебного Евангелия 3-й четверти XI в.;

в церкви Святых врачей в Кастории (Греция), нач. XII в.;

в Минологии XI–XII вв.;

в церкви вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317–1318 гг.;

в Минологии 1327–1340 гг.;

в церкви Вознесения монастыря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348–1350 гг.;

в росписи монастыря Поганово (Болгария), ок. 1499 г.;

в греко-грузинской рукописи XV в. (РНБ).

в Минологии Василия II;

в минологии Служебного Евангелия 3-й четверти XI в.;

в церкви Святых врачей в Кастории (Греция), нач. XII в.;

в Минологии XI–XII вв.;

в церкви вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317–1318 гг.;

в Минологии 1327–1340 гг.;

в церкви Вознесения монастыря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348–1350 гг.;

в росписи монастыря Поганово (Болгария), ок. 1499 г.;

в греко-грузинской рукописи XV в. (РНБ).

в минологии Служебного Евангелия 3-й четверти XI в.;

в церкви Святых врачей в Кастории (Греция), нач. XII в.;

в Минологии XI–XII вв.;

в церкви вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317–1318 гг.;

в Минологии 1327–1340 гг.;

в церкви Вознесения монастыря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348–1350 гг.;

в росписи монастыря Поганово (Болгария), ок. 1499 г.;

в греко-грузинской рукописи XV в. (РНБ).



Св. Анастасия изображалась в хитоне и мафории, с крестом в правой руке и открытой ладонью к молящемуся левой, нередко в ее левой руке — маленький узкогорлый сосуд с лечебным маслом. По мнению некоторых исследователей, сосуд в руках присущ образу Анастасии Узорешительницы, почитавшейся как целительница.



Шествие мучениц общий вид Иногда св. Анастасия представлена:

в богатых одеяниях римской патриции в Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, ок. 520 г.;

с венцом на голове в церкви вмч. Димитрия Маркова монастыря (Македония), ок. 1376 г.

 

Изображения св. Анастасии присутствуют:

в росписях каппадокийских церквей:

Трех крестов (№ 3) в Гюлю-Дере, кон. IX в.;

св. Иоанна Крестителя (№ 4) в Гюлю-Дере, между 913 и 920 гг.;

св. Апостолов в Синасосе, 1-я четверть X в.;

в Баллы-килисе в Соганлы, 1-я половина X в.;

Мазыкёй, около Ургюпа, сер. X в.;

в Новой церкви Токалы-килисе в Гёреме, кон. X в.;

св. Варвары в Соганлы, между 1006 и 1021 гг.;

Киличлер-Кюшлюк в Гёреме, 1-я пол. XI в.;


Анастасия в Палатинской капеллеа также в мозаиках:  

нартекса кафоликона монастыря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.;

на фреске собора Св. Софии в Киеве, после 1037 г.;

в Палатинской капелле в Палермо (Сицилия), 50-60-е гг. XII в.;

в церкви Панагии Мутулла (Кипр), ок. 1280 г.;

на фреске в северной апсиде собора св. Стошии (Анастасии) в Задаре (Хорватия), ок. 1285 г.

 

С сосудом в руке Анастасия Узорешительница представлена в церквах:

Анастасия в Печской ПатриархииAnastasiya Ikona Vizantiya nach XV veka Ermitazh intro

Богородицы Левишки в Призрене (Югославия, Косово и Метохия), 1310–1113 гг.;

Богородицы Одигитрии в Печской Патриархии (Югославия, Косово и Метохия), между 1330–1337 гг.;

Панагии Форвиотиссы в Асину (Кипр), 2-я половина XIV в.;

вмч. Георгия в Речани, 1360–1370 гг.;

Богоматери в Нова-Павлица, 1381–1388 гг.;

на фреске параклессиона церкви святых Константина и Елены в Охриде (Македония), ок. 1400 г.;

 на единоличной иконе святой, нач. XV в. (ГЭ).

 Одно из ранних изображений св. Анастасии в древнерусском искусстве сохранилось на новгородском серебряном кратере XII в. (НГОМЗ).

Будучи наряду с мц. Параскевой одной из наиболее почитаемых на Руси, святая представлена во многих памятниках XV–XVII вв., особенно на новгородских и северных иконах среди избранных святых, как, например:

«Святые Параскева и Анастасия», 2-я пол. XV в. (ГРМ);

«Святые Варлаам Хутынский, Иоанн Милостивый, Параскева и Анастасия», 2-я пол. XV в. (ГРМ);

Параскева и Анастасия Русский Музей Анастасия и др св Русский музей

на иконе «Богородица Одигитрия Смоленская с избранными святыми», 2-я пол. XVI в. (ГРМ);

на псковской иконе «Избранные святые перед иконой Божией Матери «Знамение»», 2-я пол. XV в. (ПИАМ).

Одигитрия с избр сввАнастасия с избр свв перед Знамением Псков

 

Анастасия и Параскева другие Русский МузейSv Anastasiya Ferapotovo introПолуфигура св. Анастасии в медальоне помещена на северном склоне западной арки среди святых жен в росписи Дионисия в храме Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре, 1502 г.

Ее изображение с сосудом в руке имеется, например, на новгородской иконе «Святые Параскева и Анастасия» сер.— 2-й пол. XV в. из собрания Н. П. Лихачёва (ГРМ).

Фрагмент минея дек Иосифо-Волоцкий монАнастасия Мерная иконаОчевидно, Анастасия Узорешительница представлена в Минеях на декабрь:

1565 г. из Успенского собора Иосифо-Волоколамского монастыря (ГРМ);

кон. XVI в. (ВГИАХМЗ);

а также на иконе 1860 г. (ГЭ), созданной в связи с рождением вел. кнж. Анастасии Михайловны.





Фрагмент Владимирской

Нет устойчивой иконографической традиции в цветах одеяния св. Анастасии: 

обычно она представлена в красном чепце и платье и в зеленом или синем мафории, с крестом в правой руке, левая рука покровенна или раскрыта ладонью к молящемуся;

иногда, как св. Параскева, в зеленом (синем) платье и красном мафории (единоличная икона нач. XVI в.? (ГРМ);

тверская икона «Св. Анастасия, свт. Николай и ап. Иаков», 1-я пол. XVI в. (ГТГ));

существуют варианты одеяния с белым платом на голове («Владимирская икона Божией Матери, с избранными святыми на полях», сер. XVI в. (ГМЗРК));

в золотом венце поверх красного мафория (московская икона XVI в. (ГТГ)).




Строгановский лицевой подлинникВ Строгановском лицевом подлиннике последней трети XVIII в. под 22 дек. образ Анастасии Узорешительницы с крестом в руке сопровождает надпись: «Риза празелен, испод бакан з белил[ом]».

Сближение иконографии святых Анастасии и Параскевы выразилось и в появлении икон, на которых мученицы держат в руке развернутый свиток с текстом Символа веры, по-видимому, в сер.— 2-й пол. XVI в. эта деталь, присущая образу св. Параскевы, усваивается в иконографии св. Анастасии:

на иконе северных писем «Свт. Никола Зарайский, с деисусом и избранными святыми», XVI в. (АМИИ),

и вологодской иконе св. Анастасии, кон. XVI в. (ЦМиАР).

На вологодской иконе «Двухрядница, с избранными святыми», 2-я пол. XVI в. (ВГИАХМЗ),

псковской иконе «Походная церковь», между 1588 и 1590 гг. (ТКГ),

иконе «Избранные святые», нач. XVII в. (ГИМ), в руке у святой свернутый свиток;

на единоличной иконе нач. XVII в. (ЦМиАР) надпись на свитке посвящена теме мученического подвига святой.



Nikola Chudotvorec Mirlikiyskiy svt Zarayskiy s deisusom i izbrannimi svyatimi XVI v Arhangelskiy oblastnoy muzey izobrazitelnih iskusstv Fragment intro Походная церковь "Небесная сень"

Образ св. Анастасии встречается и в русском искусстве XVIII — нач. XX в.

(эскиз М. В. Нестерова к росписи церкви во имя св. Александра Невского в Абастумани, 1899–1904 гг. (ГРМ)),

например, на иконах святых, соименных царской семье, в связи с тезоименитством Анастасии Узорешительницы мц. вел. кнж. Анастасии Николаевны («Избранные святые», нач. 10-х гг. XX в. (ГЭ)).

На основании значения имени образ св. Анастасии связывался с праздником Воскресения Христова, а также с почитанием святых Параскевы и Кириаки. Вероятно, как аллюзия на Воскресение фигура святой помещалась в храмовых росписях рядом с изображением Страшного Суда:

фреска церкви Спаса на Нередице в Новгороде, ок. 1199 

и Сошествия во ад Капелла № 9 в Гёреме;

и мозаика собора Санта-Мария Ассунта в Торчелло, ок. 1130.

В 1417 г. в Новгороде была поставлена деревянная церковь во имя св. Анастасии (за один день (обыденная) в благодарность за избавление от чумы);

в 1458 г.— в центре Москвы на Охотном ряду (снесена в 1793);

в память дня рождения вел. кнж. Анастасии Николаевны в Москве в 1902 г;

Сергиево-Пантелеимоновским братством хоругвеносцев была возведена деревянная церковь Анастасии Узорешительницы (разрушена в нач. 30-х гг. XX в.).

Частица мощей св. Анастасии имеется в ковчеге-мощевике кн. Марии, 1409/10 гг., из Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК).

В июле 1995 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II на российскую космическую станцию «Мир» были доставлены 2 иконы Анастасии Узорешительницы, представляющие как православную, так и католическую традиции (одну из них, вышитую на ткани, благословил папа Иоанн Павел II), что символизировало общность корней христиан Востока и Запада.

Анастасия Лаврова шитье  Anastasiya Gaverdovskiy intro

В книге Петра Чахотина «Святая Великомученица Анастасия. Священный образ и храмы в Европе» отдельный раздел посвящен изображениям св вмц Анастасии.

Источники:

Текст в сокращении с сайта «Электронная версия Православной Энциклопедии».

Часть изображений с сайта «Православные мастерские. Русская икона» (www.ruicon.ru).







 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить