Это незаконченная статья. Работа над ней продолжается.
Для просмотра нажмите на любое изображение. Для перехода пользуйтесь стрелками или нажимайте на номер изображения в просмотрщике.
В восточнохристианской иконографии святых мучеников и воинов образ Иоанна Воина занимает особое место, поскольку, несмотря на константинопольское происхождение почитания святого, мощи которого, согласно Житию, находились в столичном храме ап. Иоанна Богослова, его изображения практически неизвестны в искусстве Византии и поствизантийского мира, включая календарные циклы. В искусстве Руси
Подобно другим воинам-мученикам, Иоанна Воина изображали в патрицианских одеждах или в доспехах. Первый вариант, к которому относится ряд ранних памятников, созданных до широкого распространения почитания святого, представлен прорисью из Строгановского иконописного подлинника, где Иоанн Воин показан в плаще, надетом поверх длинного хитона. Подлинник, изданный С. Т. Большаковым, дополняет эти данные сведениями о внешности мученика, очевидно отразившими процесс трансформации и обновления иконографии Иоанна Воина в эпоху повышенного внимания к его образу:
…рус, аки Козма, риза киноварь, испод лазорь, в руце крест, а левая молебна, а инде пишет на Иване риза воинская, а в киевских Иоанн млад, аки Димитрий, в правой руке крест, а в левой свиток (Большаков. Подлинник иконописный. С. 124);
последний вариант, согласно тексту имевший
подобием рус, власы на главе просты и кратки, брада невелика, аки Козмы безсребренника, ризы воинския и в лате, верхняя киноварная, исподняя лазоревая, в руке крест, а в другой копие.
Этой традиции следует и «Руководство…» В. Д. Фартусова, согласно которому Иоанн Воин
римского типа, средних лет, волосы коротки, борода меньше средней величины; телом мужествен, лицом худ от поста», в латах поверх «одежд римских воинов;
в хартии святого составитель рекомендует помещать текст с перечислением его заслуг (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 367-368).
Из приведенных описаний следует, что, несмотря на различия в атрибутах, основные черты облика Иоанна Воина были устойчивы: святого изображали как средовека с короткими (в ряде случаев волнистыми) русыми волосами, с высоким лбом и небольшой бородой, иногда слегка раздваивающейся на конце. Стандартность этого типа, к которому близка внешность других святых воинов, например великомучеников Феодора Стратилата, Феодора Тирона и Никиты, повлияла на то, что древние изображения последних при поновлении в Новое время могли надписываться именем Иоанна Воина (Иоанна Воина и Феодору Тирону молились о возвращении украденного имущества). Этот процесс, свидетельствующий о частичном вытеснении новым почитанием старых, отражают, например двухсторонняя
Возможно, вмч. Никита, а не Иоанн Воин изначально был изображен и на поновленной в XIX в. иконе XVII в. из старообрядческого Покровского собора на Рогожском кладбище в Москве. Иоанна Воина не всегда отличали от соименного и имеющего сходную внешность мч. Иоанна Нового Сочавского, которого широко почитали в XVII в. Так, на иконе избранных святых из церкви пророка Илии в Ярославле (кон. XVII в., ЯИАМЗ) мч. Иоанн Новый (по надписи Белоградский), согласно Житию бывший купцом, представлен в доспехах и имеет сходство с относящимися к тому же периоду изображениями Иоанна Воина.
Древнейший известный в настоящее время образ Иоанна Воина входил в состав росписи церкви Спаса Преображения на Нередице близ Великого Новгорода (1199). Поясная фигура святого, вписанная в трехлопастное обрамление, помещена над аркой, соединяющей южный рукав креста с западным нефом храма (Пивоварова. 2002. С. 144. № 270. Ил. 16). Иоанн Воин, в надписи названный Воинником, изображен как средовек с короткой бородой. Атрибуты святого отражают мученический и воинский аспекты его почитания: в правой руке он держит крест, левой опирается на щит, облачен в доспехи (?) и плащ. Фигура Иоанна Воина по сравнению с соседними ростовыми образами воинов-мучеников занимает второстепенное место. Тем не менее она играет существенную роль в программе росписи нередицкого храма, т. к. находится у входа
По мнению Янина, изображения Иоанна Воина есть на некоторых новгородских печатях вел. кн. Иоанна Иоанновича Красного (1354-1359); в ряде случаев рядом с образом стоящего воина с копьем и со щитом читается надпись: «А (гиос) I (анн)» или «I (анн)». Атрибуция печатей кн. Иоанну Красному остается спорной: Н. П. Лихачёв приписывал их вел. кн. Тверскому Иоанну Михайловичу (1400-1425), а на сохранившихся аргировулах кн. Иоанна Красного (РГАДА) изображен свт. Иоанн Иерусалимский или, что более вероятно, прп. Иоанн Лествичник. Вместе с тем на надгробной фреске в Архангельском соборе Московского Кремля
В XV — 1-й пол. XVII в. почитание Иоанна Воина носило ограниченный характер и имело значение главным образом для соименников святого: о случаях наречения в его честь свидетельствует распространенность имени Воин. Возможно, по этой причине образ Иоанна Воина был включен в цикл Минология, который образует основу программы росписи церкви Симеона Богоприимца Зверина монастыря в Великом Новгороде (рубеж 60-х и 70-х гг. XV в.), построенной на «скудельнице» в память избавления от мора 1467 г. (выбор образа Иоанна Воина, которому молились за умерших, а не апостолов Силы и Силуана, чья память также празднуется 30 июля, мог быть обусловлен и мемориальными функциями храма). Поясная фигура святого в зеленом плаще, с крестом в деснице помещена на северной грани северо-восточного столба; его внешность, как и в более поздних памятниках, близка к облику св. бессребреника Космы (ср. представления о целительских функциях обоих святых). В русском искусстве XVI в. изображения Иоанна Воина — исключение, их не всегда удается идентифицировать