Для просмотра нажмите на любое изображение. Для перехода пользуйтесь стрелками или нажимайте на номер изображения в просмотрщике.
Об Акафисте
1. Строение Акафиста. Что такое КОНДАК?
Что представляет собой Акафист как литературный памятник?
Это уникальное в своем роде произведение ранневизантийской гимнографии, написанное в жанре КОНДАКА, но при этом имеющее некоторые совершенно оригинальные черты, выделяющие его из ряда прочих произведений гимнографии. Поэтическая форма акафиста образовалась под влиянием ветхозаветных псалмов и сирийской поэзии. Мы постараемся поговорить об этих его особенностях.
Для нас сегодня поэзия, стихи — это прежде всего размер и рифма. Во времена Ветхого завета поэзия не знала рифмы, не было и привычных нашему слуху стихотворных размеров. Тем не менее, это
Средством ритмизации в ветхозаветной поэзии выступал так называемый синтаксический параллелизм. Одна и та же мысль с некоторыми смысловыми оттенками, вариациями выражалась дважды, формулировалась в двух фразах, следующих друг за другом и схожих по синтаксической структуре. Это придавало поэтическому тексту особую глубину и образность. Примеры такого параллелизма у всех у нас на слуху:
Синтаксические параллелизмы – средство ритмизации текста в Псалмах: «Окропиши мя иссопом и очищуся, «Господи, да не яростию твоею обличиши мене, «Сердце чисто созижди во мне, Боже, |
Это были примеры из псалмов. А вот примеры из Акафиста:
Синтаксические параллелизмы – средство ритмизации текста в Акафисте: «Радуйся, Еюже воздвижутся победы, «Радуйся, падшего Адама воззвание; |
Это — наследие Ветхого завета. Тем не менее, Акафист — произведение, если так можно выразиться, новаторское, и даже уникальное по форме и по содержанию, о чем я попытаюсь рассказать.
Акафист написан в форме так называемого кондака. Кондак — основной жанр ранневизантийской церковной гимнографии, род поэмы на библейский сюжет. Форма кондака сложилась к VI в., высшего расцвета достигла в творчестве Романа Сладкопевца, а затем была вытеснена из литературы и богослужебного обихода жанром канона, получившим широкое распространение в VIII—IX вв. Каноны во множестве писали, например, такие гимнографы, как Иоанн Дамаскин и Косьма Маиумский. Каноны употребляются в богослужении и по сей день.
Примечательно, что слово «КОНДАК» возникло, по мнению исследователей, тоже около IX века. Получается, что Роман Сладкопевец свои кондаки кондаками не называл. Как же могли называться его поэмы до IX века? Гимн, похвала, моление, песнь, псалом.
Что же представляет собой кондак?
Кукулий
|
Кондак состоит из так называемого кукулия, что в переводе с греческого означает «капюшон» (κουκοόλιον или προοίμιον), т. е. первой, вводной, строфы и следующих за ним
Первые буквы всех строф складываются
В Акафисте каждая строфа начинается с очередной, расположенной в правильном алфавитном порядке буквы греческого алфавита, от альфы до омеги (от А до Ω). Это так называемый алфавитный акростих. В русском переводе мы можем увидеть это только на примере 1 икоса, который начинается со слов «Ангел предстатель с небесе послан бысть рещи Богородице»… Это Альфа, сохранившаяся при переводе. Ведь Ангел — слово греческое. Второй след алфавитного акростиха — в 13 кондаке, который начинается словами «О, Всепетая Мати…» Это омега, последняя буква греческого алфавита. О значении алфавитного акростиха в Акафисте мы поговорим чуть позже.
Последняя строка кукулия повторялась в кондаке после каждого икоса, служа своеобразным припевом или рефреном: во время богослужения строфу пел солист, канонарх, а рефрен подхватывал хор и все верующие. Например, в уже упомянутом кондаке Рождеству припевом служила последняя строка кукулия «Отроча младо, превечный Бог». Именно эта строчка повторялась в конце каждой строфы.
В Акафисте, в отличие от других кондаков, строфы не одинаковой длины, они делятся на 12 больших и 12 малых чередующихся строф. Большие строфы имеют больший объем, потому что в них перед припевом вставлены еще 12 обращений к Богородице, которые начинаются со слов «Радуйся».
Припевов в Акафисте не один, а два, чередующихся между собой. Большие икосы акафиста имеют припев «Радуйся, Невесто Неневестная», это последняя строка кукулия «Взбранной Воеводе», а малые икосы — имеют другой припев: «Аллилуия».
Строение Акафиста и названия его частей
|
Однако если мы посмотрим в славянский или русский перевод акафиста, мы не найдем там слова кукулий! Вместо него там будет стоять название «1-й кондак». Кондаками там будут названы и все малые строфы. Большие строфы сохраняют в славянских переводах греческое название «икосы».
Такова структура акафиста.
Чтобы не путаться в многозначном слове кондак, проговорим еще раз 3 его значения.
Кондак
|
Итак, КОНДАК это:
во-первых, ранневизантийский гимн, своего рода поэма, связанная с именем Романа Сладкопевца, распространенная в5–6 веках и вытесненная из богослужения каноном, появившимся в7–8 веках. Кондак состоял из вводнойстрофы-кукулия, 20–30 одинаковых по размеру строф и повторяющегося в конце каждой строфы припева, который был последней строчкой кукулия. Первые буквы всех строф кондака складывались в некую фразу — это называется акростих.во-вторых, кондаком называются малые строфы акафиста и его кукулий.в-третьих, кондаком называется небольшое, в насколько строк песнопение, посвященноекакому-либо празднику или святому и составляющее как бы пару тропарю. Этот кондак — все, что осталось в богослужении от древнегокондака-поэмы, а именно его кукулий. Остатками древнего кондака являются и те кондак с икосом, которые стоят после 6 песни канона. Это тоже кукулий и один из икосов древнегокондака-поэмы.
Акафист, о котором мы говорим, является полностью сохранившимся древним